Таблица разрядов местоимений русского языка и примеры предложений
В русском языке местоимения являются самостоятельной частью речи. Они используются, когда необходимо указать на определённые лица или предметы, определить их количество и качество, но при этом не называть.
Оглавление:
Знание разрядов местоимений позволяет грамотно ими пользоваться и не совершать ошибок при употреблении в речи.
Разновидности этой части речи
Таблица разрядов местоимений поможет лучше запомнить их количество и правила употребления:
Разряды | Примеры местоимений | Примеры употребления в речи |
Возвратные | себе, себя, собою, | Возьми себе немного еды. |
Вопросительные | чей? что? кто? каков? какой? который, сколько | Чей костюм необходимо заменить? |
Личные | я, мы, ты, вы, оно, они, она, он | Я очень хотел есть. |
Неопределённые | некто, нечто, некоторый, кто-то, сколько-то, что-либо, кое-кто, какой-то, какой-либо, кое-какой, чей-то, чей-нибудь | Кто-то забыл часы на диване. |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько | Кто в этом виноват? |
Определительные | сам, самый, каждый, любой, всякий, целый, иной, весь, другой | Любой мог это сделать. |
Отрицательные | ничто, никто, нечего, некого, никакой, ничей, нисколько | Никто ничего никому не должен. |
Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой | Мой бизнес развивался очень быстро. |
Указательные | этот, тот, такой, таков, тот-то, такой-то, столько, столько-то | Тот парень явно сошёл с ума. |
Возвратные местоимения
Их задача указывать на лицо, о котором говорят. Не имеют рода, числа, лица, у них отсутствует именительный падеж:
- Как можно так себя не любить?
- Как я могу вернуть себе потраченное время?
- Для себя ты ничего не жалеешь.
- Нужно поставить себе цель: изучить новый иностранный язык!
- Возьми детей с собой на пикник.
- Солдат Красной Армии во время штурма героически прикрыл меня собою.
- Ежедневно я рисковал собою, перевозя крупные суммы денег.
Вопросительные и личные
Как несложно догадаться из названия, они используются для выражения вопроса. Местоимения «кто» и «что» не склоняются по родам и числам, однако как и другие вопросительные, имеют падежи (кому, чему, кем, чем, и. т. д):
- Кто мог решиться на такой героический поступок?
- Кому я должен передать данный свёрток?
- Чему ты так сильно радуешься?
- Чем я мог ему помочь?
- Кем ему стоит стать в этой жизни?
- Что приготовить сегодня на завтрак?
- Какой цвет лучше подходит?
- Каков истинный мотив твоего визита в данное заведение?
- Который раз я должен заучивать этот текст?
- Чей бумажник я нашёл неделю назад возле парадной?
- Сколько дней осталось до окончания действия проездного билета?
Личные указывают на предмет или лицо.
«Я» и «мы» — первое, «ты», «вы» — второе, «оно», «они», «он», «она» — третье:
- Я остановился возле входа и о чём-то задумался.
- Мы никогда не планировали переселяться в Северную Корею.
- Ты должен дать определительный знак по сигналу.
- Вы не можете постоянно нарушать закон и уходить от ответственности.
- Он неоднократно пропускал церковные службы.
- Он наконец-то правильно написал это слово.
- Она обладала довольно редким талантом.
- Они часто собирались вместе для проведения совещания.
- Оно преследовало меня повсюду.
Неопределённые и относительные
Неопределенные указывают на неизвестные предметы или лица, их особенности и количество:
- Кто-то оставил странную записку возлей моей двери.
- Что-то мешало мне нормально заснуть.
- Было достаточно наблюдать этой действо со стороны, словно какая-то мистика происходила на наших глазах.
- Нечто особенное предстало пред нашим взором.
- Некто оставил после себя какие-то странные надписи на стенах.
- Несколько человек из нашей группы пропали без вести.
- Кое-кто должен был простить мне старые обиды.
- Он кое-что мне обещал прошлой осенью.
- Дайте мне какой-нибудь образец для рисования.
Относительные имеют сходство с вопросительными, но используются без вопроса в союзе простых предложений в составе сложноподчинённого:
- Мне было крайне тяжело понять, чем он собирался завоевать рынок.
- Недалеко располагалась школа, в которой я 10 лет назад учился.
- Он был не таким плохим человеком, как о нём рассказывали эти люди.
- Офис уже закрылся, и я не мог понять, как охрана его пропустила.
Определительные и отрицательные
Задача определительных — указать на общее качество лиц или объектов. Могут изменяться по падежам, числам и родам:
- Каждый должен был пройти через этот опыт, чтобы получить возможность карьерного роста.
- Сам разбирайся в этих сложных устройствах.
- Самый лучший сезон для отдыха уже прошёл.
- Весь день машина работала бесперебойно.
- Каждый может дать этому событию своё значение.
- Всякий дурной пример заразителен.
- Иной человек разозлился бы и уволился, но я смиренно терпел.
- Другой язык изучать приходилось с опытным наставником.
- Любой на его месте поступил бы точно так же.
- Всюду мерещились призраки войны.
- Везде наш класс выделялся только с лучшей стороны.
К функции отрицательных местоимений относится отрицание присутствия каких-либо лиц, предметов или явлений:
- Ничем не могу вам помочь, к моему глубокому сожалению.
- Ничто не способно было остановить его на выбранном жизненном пути.
- Никого никогда не обижай.
У «некого» и «нечего» именительного падежа нет:
- Некого было позвать на замену этому охраннику.
- Нечего было ждать так долго.
Притяжательные и указательные
Притяжательные указывают на объект, к которому относится качество, действие, предмет или характеристика:
- Твой грустный вид слегка утомил меня.
- Мой парфюм успели оценить многие работники этой конторы.
- Ваш автомобиль был застрахован два года назад.
- Свой мобильный телефон я записал ему на бумажке.
- Его деньги куда-то пропали неделю назад.
- Их квартиры продавались по баснословным суммам.
Указательные служат для выделения какого-либо особенного объекта, действия, характеристики, количества или качества:
- Этим людям не стоит здесь более находится.
- Тот парень превзошёл все мои ожидания.
- Такой автомобиль должен был стоить таких денег.
- Таков был его главный жизненный принцип.
- Такова его стратегия: выждать момент и нанести внезапный удар по противнику.
Могут меняться по падежам: «тот», «такой», «этот», а «таков» лишь по роду и числу.
Чтобы правильно употреблять местоимение на письме и в речи, следует определиться с целью высказывания и выбрать соответствующий разряд.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!