Биография ученого и нобелевского лауреата Лайнуса Карла Полинга

Лайнус Полинг (англ. Linus Pauling) — известный американский химик, прославившийся открытием различных витаминов и биологически активных добавок. Он изучал минеральные соединения, стал автором десятков научных работ, внесших существенный вклад в развитие фармацевтики и производство медицинских препаратов. Биография Лайнуса Карла Полинга позволит познакомиться с этим талантливым человеком, который прожил насыщенную жизнь.

Лайнус карл полинг кто это

Детство и юность

Родился Лайнус Полинг в 1901 году в семье фармацевта и домохозяйки. Когда мальчишке исполнилось 9 лет, от тяжелой болезни умирает его отец. После этого появились первые проблемы с деньгами. Матери будущего ученого пришлось пойти на работу, а ребенок рос, предоставленный сам себе. С детства Полинг был задумчивым и замкнутым мальчиком, он обожал наблюдать за насекомыми, а его единственной страстью были яркие минералы.

С детства мальчишку увлек мир цветных камней, в последующем такая страсть предопределила всю его дальнейшую жизнь. Став крупным ученым, Полинг изучал минералы и выпустил несколько важнейших работ по этой тематике.

Лайнус карл полинг детство

В 13 лет Лайнус впервые оказался в настоящей химической лаборатории, увиденное здесь произвело на него неизгладимое впечатление. Подросток решил связать свою жизнь с химией, а первые опыты он проводил в домашней посуде в своей комнате. В детстве Полинг увлекался:

• биологией и насекомыми;
  • минералами и геологией;
  • химией и опытами.

Юноша так и не смог завершить среднюю школу, однако из-за особенностей американской системы образования ему удалось поступить в Орегонский сельскохозяйственный колледж, который впоследствии был реорганизован в университет. Он увлекался химической технологией, здесь он получил доступ к настоящим лабораториям, где проводил всё свободное время.

По вечерам и ночам ему приходилось работать, чтобы хоть как-то добыть средства для жизни. Молодой человек устроился в типографию сортировщиком бумаги, также он работал в ресторане мойщиком посуды.

Лайнус блестяще учился в университете. Вундеркинда на последнем курсе заметили преподаватели, предложив ему вакантное место ассистента. Так Полинг, только получив диплом, сразу же устроился на кафедру количественного анализа и начал свой путь в науке. Он занимался исследованием различных материалов, изучал химию и механику. Параллельно с научной деятельностью Полинг стал готовиться к защите докторской диссертации.

Начало карьеры ученого

В 1922 году Полинг получает степень бакалавра естественных наук по специальности «химическая технология». Чтобы плотно заняться докторской диссертацией, Лайнус переезжает в калифорнийский город Пасадену, где устраивается в технологический институт. Через три года изысканий он блестяще защищает докторскую диссертацию и получает научную степень.

Лайнус карл полинг биография

В технологическом институте Калифорнии Лайнус Полинг стал одним из самых молодых ученых. Сначала он получил должность ассистента профессора, а через два года, в 1929, стал адьюкт-профессором. Он изучал свойства минералов и особенности взаимодействия химических микроэлементов. Его интересовали витамины и их воздействие на организм человека. Также биохимик изучал теорию мезомерии Ингольда.

В 1931 году, став профессором химии, Полинг занялся исследованиями в области рентгеновской кристаллографии. Молодой ученый мог с легкостью дешифровать сложнейшие рентгенограммы, изучая атомную структуру минеральных веществ. Именно эти исследования позволили приблизиться к разгадке природы химической связи, которая является основой всей жизни на Земле. В рамках изучения рентгеновской кристаллографии Полинг посетил известных ученых, среди которых были Нильс Бор (Копенгаген), Эрвин Шрёдингер (Цюрих) и Армин Зоммерфельд (Мюнхен).

Основоположник теории гибридизации

В 1928 году Лайнус выдвигает свою теорию гибридизации, которая стала прорывом в структурной химии. В те времена еще не были решены проблемы свойств соединений и имелись сложности с отражением строения в химической формуле. На протяжении более чем 5 лет учёный работал над этой теорией. Это позволило в будущем существенно упростить жизнь другим химикам. Полинг ввел жёсткую стандартизацию соединений веществ. Значение теории гибридизации:

• в ней объяснялись проблемы соединений;
  • существенно упростилось отображение связей в химии;
  • заложена основа для дальнейших открытий.

Лайнус карл полинг

Идея теории гибридизации заключается в том, что любая молекула является своеобразным результатом резонанса, то есть наложенных друг на друга различных структур. Каждая составная часть описывает химические свойства и особенности строения молекулы. Своё продолжение теория гибридизации получила в 1939 году, когда был издан труд Лайнуса под названием «Природа химической связи». В этой работе ученый использовал квантовую теорию, которая позволяла решить ряд проблем, в то время стоявших перед научным сообществом.

Новые открытия

Во второй половине 30-х годов Лайнус Полинг исследовал на основании теории резонанса строение молекул. Его заинтересовали антитела, которые обеспечивали иммунитет человека. Учёный сделал первоначально ряд предположений в области вирусологии, а потом подтвердил их неоспоримыми доказательствами. Полинг изучал молекулы гемоглобина, а в 1951 году сделал первое трёхмерное описание молекулярной структуры белков. Такое сверхчеткое изображение было получено с использованием новейшей технологии рентгеновской кристаллографии.

Биография лайнус полинг

В 1954 году за работу в области изучения природы химических связей Полинг получил Нобелевскую премию. Его открытие позволило не только теоретически обосновать те или иные догадки учёных, но и несколько упростило и стандартизировало химию в большинстве стран мира.

В общей сложности Полинг опубликовал 250 научных работ, написал множество книг, в том числе уникальное пособие, которое сегодня является учебником по химии во многих вузах. За свои достижения в науке в 1948 году он возглавил Американское химическое общество, а в последующем стал членом Национальной академии наук Соединённых Штатов Америки.

Деятельность по защите мира

В 60-х годах прошлого века этот видный ученый, осознав угрозу атомного оружия, стал активно бороться против разработки новых видов вооружений. Он был инициатором Пагуошского движения, которое объединяло более 11 тысяч ученых из 49 стран мира. Полинг выражал пацифистские взгляды, активно сражался за мир, в том числе призывал к запрету ядерного оружия. В 1962 году биохимику присудили Нобелевскую премию как активному борцу за мир.

Лайнус полинг открытия

В СССР труды Лайнуса Полинга подвергались жесткой критике. В конце тридцатых — сороковых годах в Советском Союзе началась кампания по разгрому генетиков, кибернетиков, лингвистов, а затем органы правопорядка взялись и за квантовую механику с химией. Научные труды Полинга были объявлены вредительскими, неправильными и вскоре стали запрещёнными в СССР. Учёные Советского Союза, которые находились в полной зависимости от власти, разгромили созданную Полингом теорию резонанса, объявив её фальшивой и ложной.

Личная жизнь и последние годы

В 70—80-х годах Полинг занимался научной деятельностью, он организовал институт своего имени в Пало-Альто в Калифорнии, став его профессором и почетным президентом. Учёные здесь занимались исследованием витаминов и их терапевтических свойств, в том числе проводилась работа по изучению влияния витамина С и возможности его использования для лечения рака.

В 1922 году Полинг женился на своей сокурснице Аве Елене Миллер. У супругов родились дочь и три сына. После смерти жены в 1981 г. Лайнус жил в загородном доме в штате Калифорния. Умер он в 1991 году от рака простаты. Известно, что дети этого ученого также занялись наукой, стали видными физиками и химиками.