Сказка «Баранкин, будь человеком!»: краткое содержание
В 1961 году русским писателем Валерием Медведевым была создана увлекательная детская сказочная повесть под названием «Баранкин, будь человеком!». Краткое содержание рассказывает историю двух неразлучных друзей Баранкина и Малинина, которые не хотели учиться, а мечтали превратиться в какое-нибудь существо, которое ведёт беззаботную жизнь. Но очень скоро они поняли, что даже воробьям, бабочкам и муравьям живётся не так-то просто, а человеком быть лучше всего.
Оглавление:
Краткое содержание
Всё началось с того, что два школьника — Юрка Баранкин и Костя Малинин — получили двойки по геометрии в самом начале учебного года. Староста класса Зинка Фокина постоянно твердила: «Баранкин, будь человеком!», вот и на этот раз провела с ребятами беседу при всём классе. Теперь друзья должны были исправить двойки, а для этого позаниматься геометрией даже завтра, в воскресенье. Их одноклассник, отличник Мишка Яковлев, вызвался помочь им.
На следующий день друзья ждали во дворе Мишку и грустили из-за того, что им придётся учиться даже в выходной день. Они наблюдали за беззаботной жизнью воробьёв, бабочек и ползающих по скамейке муравьёв. Но тут Баранкин вспомнил слова своей мамы о том, что если что-то сильно захотеть, это обязательно осуществится. Мальчики задумали превратиться в воробьёв, прочитали слова заклинания, придуманного Юркой, и, к их удивлению, всё получилось!
Но очень скоро они поняли, что воробьям жить очень сложно. Сначала их едва не схватила дворовая кошка Муська, потом какая-то воробьиха заметила их и, приняв за своих птенцов, начала учить вить гнёзда. Оказалось, что даже воробьям нужно чему-то учиться. Да ещё и мальчишки стреляли в птиц из рогатки.
Тогда приятели решили превратиться в бабочек — вот уж у кого беззаботная жизнь! Баранкин превратился в капустницу, а Костя — в красивого махаона с большими крыльями. Но скоро выяснилось, что бабочек склёвывают воробьи, а спускаться к цветам, чтобы полакомиться сладким нектаром, опасно. Их едва не поймали Зина и другие девочки для коллекции. Кроме того, на зиму бабочки засыпали.
Пока они не уснули, друзья поспешили превратиться в муравьёв. Но тут муравьиный инстинкт заставил их работать на строительстве муравейника и бесконечно носить всякие палочки и травинки. Они пытались противостоять инстинкту, но у них ничего не получалось. Вдруг на чёрных муравьёв напали их заклятые враги — рыжие мирмики. Началось великое сражение, а Баранкин и Малинин оказались в самом его центре. Они помогали чёрным муравьям, едва не погибли сами, но в итоге с трудом унесли ноги.
Им удалось превратиться обратно в людей. Тогда-то они осознали, как хорошо быть человеком, иметь руки и ноги, заниматься обычными человеческими делами и даже учиться. Теперь они с радостью занимались геометрией вместе с Мишкой и первыми бежали в школу, где их ждали новые неизвестные приключения.
План для пересказа
Автор делит произведение на главы — события из жизни главных героев. Неслучайно другое название повести — «Тридцать шесть событий из жизни Юры Баранкина». Составляя план для пересказа, можно также разделить эту историю на несколько частей:
- Две двойки по геометрии.
- Серьёзный разговор с классом.
- Обещание исправиться.
- Тягостное ожидание во дворе.
- Безумная идея и заклинание.
- Два воробья.
- Опасная кошка Муська.
- Знакомство с воробьихой.
- Махаон и капустница.
- Трудности жизни бабочек.
- Погоня за сладким нектаром.
- Бабочки для коллекции.
- Рабочие муравьи.
- Бунт против инстинкта.
- Муравьиная война.
- Снова люди.
- Как хорошо быть человеком!
Пересказ по плану позволяет лучше понять поступки героев и смысл произведения.
Характеристика главных героев
Главные герои книги — обычные ребята, школьники. Их описание и характеристика:
- Юра Баранкин — настоящий фантазёр и мечтатель, изобретательный, творческий, находчивый и весёлый мальчик. Но в школе он двоечник и лодырь, на уроках предпочитающий заниматься посторонними делами, а не слушать учительницу. За это его часто ругают и стыдят одноклассники. Пятёрка у него только по физкультуре, так как он самый сильный в классе. Любит подраться, не отличается аккуратностью. Во время приключений проявляет себя как смелый, самоотверженный, решительный. Верный друг, готовый прийти на помощь в трудную минуту: в первую очередь он беспокоится не о себе, а о своём товарище Косте, которого он и втянул во все передряги.
- Костя Малинин — лучший друг Юры, который участвует с ним во всех шалостях и приключениях. Часто не имеет собственного мнения, полагаясь на приятеля. Более слабый и ранимый, не умеет драться. Такой же двоечник и лентяй, как и Юра, но более аккуратный. У него голубые глаза: даже когда он превратился в воробья, они оставались голубыми. Одно время собирал коллекцию бабочек, пока не выменял их на марки, поэтому знает многое об их видах и образе жизни.
- Зинка Фокина — староста класса, очень ответственная и принципиальная девочка, настоящий лидер. Она постоянно стыдит двоечников и повторяет Юре: «Баранкин, будь человеком! Исправь двойку!» Беспокоится за оценки всех учеников, так как их школа соревнуется с другой школой, поэтому всем ребятам важно получать только хорошие отметки. Является главой кружка юннатов.
- Эрка Кузякина — подруга Зинки и главный редактор школьной стенгазеты. Собиралась написать в газету о том, как Юра и Костя получили двойки и опозорили весь класс.
- Алик Новиков — фотограф стенгазеты, вечно обвешанный фотоаппаратами и всевозможными фотопринадлежностями.
- Мишка Яковлев — отличник, добрый и отзывчивый мальчик. Предлагает ребятам позаниматься с ними в выходной день, чтобы они лучше понимали геометрию и исправили оценки.
- Венька Смирнов — двоечник ещё хуже Баранкина, безобразник и шалопай, рыжий мальчишка. Стреляет в воробьёв из рогатки, пытается прихлопнуть бабочек кепкой, а муравьям разрушает муравейник черенком лопаты, не задумываясь о последствиях своих действий.
Поступки каждого из героев могут чему-то научить читателя.
Идея и основная мысль
Читая «Баранкин, будь человеком!» онлайн, можно определить, что жанр этого произведения ― авторская литературная фантастическая сказочная повесть. Сказка в нём удивительным образом переплетается с реальностью. Но события здесь происходят не в каком-нибудь тридевятом царстве, а в обычной жизни простых школьников, проблемы которых знакомы каждому. При этом здесь немало сказочных элементов: чудесные превращения по одному только заклинанию, придуманному мальчишками, говорящие животные и насекомые… Всё это кажется невероятным только поначалу, но потом читатель легко принимает «правила игры».
Можно выделить главную мысль для читательского дневника: человек — это звучит гордо. Но человек должен много учиться и трудиться, только тогда он имеет право так называться. Произведение учит ценить то, что имеешь. Со стороны может показаться, что другим легко, и это заставляет завидовать их жизни.
Но беззаботного существования ни у кого не бывает: даже воробьи, бабочки и муравьи беспрестанно чему-то учатся и работают, чтобы выжить, у них тоже есть свои сложности, опасности и проблемы. Причём у многих существ забот явно побольше, чем у двух школьников, которых заставили заниматься в выходной день: воробьёв может схватить кошка, бабочек может склевать птица или поймать юннат для коллекции, а у муравьёв могут случиться настоящие ожесточённые войны с захватчиками-мирмиками.
Кроме того, эта история учит юных читателей любить учёбу, трудиться, ценить дружбу, помогать товарищу в сложной ситуации и никогда не бросать друзей в беде, бережно относиться к природе и каждому живому существу. Таким образом, главному герою часто говорили: «Будь человеком!», но только на собственном опыте он осознал, насколько важно быть людьми.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!