Характеристика главных героев рассказа А. П. Чехова «Ионыч»
Судя по черновым наброскам, Чехов задумывал написать рассказ, в котором на примере отдельно взятой семьи раскрывалась бы невыразительность и застойность жизни среднего класса общества. Но по каким-то причинам автор меняет замысел и вводит в сюжет нового человека — земского доктора Старцева, который и становится центральным персонажем повествования. В рассказе «Ионыч» характеристики главных героев составляются на основании их поступков, мыслей и эмоций.
Оглавление:
Кто есть кто
Чехов с легкостью великого мастера вводит читателя в обстоятельства, предшествующие основным событиям, знакомя с городскими достопримечательностями — «библиотека, театр, клуб» и «самой образованной и талантливой» семьей Туркиных.
Эта семья, состоящая из трех человек (глава семейства, его жена и дочь), проживала «на главной улице, возле губернатора в собственном доме», что говорит о довольно высоком положении в обществе. Все члены семьи обладали талантами, которые составляли внушительный список:
- Иван Петрович Туркин организовывал с благотворительной целью любительские спектакли и сам в них играл. Знал много способов развлечь собеседника, «любил шутить и острить», но вполне беззлобно.
- Жена, Вера Иосифовна, увлекалась написанием романов, которые читала гостям.
- Дочь, Екатерина Ивановна, музицировала на рояле.
- К посетителям Туркины относились с веселой открытостью, радушием и сердечной простотой.
Дмитрий Ионыч Старцев прибыл по служебному назначению в местечко Дялиж, расположенное в девяти верстах от города С., в котором проживала вышеописанная семья. Молодой человек, видимо, сразу после завершения обучения получил место земского, то есть сельского врача. Все, с кем приходилось сталкиваться Старцеву, считали, что как «интеллигентному человеку» ему необходимо познакомиться с Туркиными. Случай сводит героев, и во время беседы доктор получает приглашение продолжить знакомство в домашней обстановке.
Первое посещение
Спустя несколько месяцев Дмитрий Ионыч направляется в город С., «чтобы развлечься немножко» и вспоминает о приглашении. Он приходит в дом Туркиных, где сразу погружается в семейную атмосферу радушия и шутливого кокетства. Петр Иванович требует, чтобы доктор отдавал «свой досуг обществу», а хозяйка великодушно позволяет ухаживать за собой.
Старцева знакомят с восемнадцатилетней дочерью, худощавой и миловидной. Все пьют чай, беседуют и ожидают прихода других гостей. В организации приема чувствуется традиционность:
- приветственная шутка-заготовка каждому приходящему от хозяина дома;
- чтение нового романа автором — женой хозяина;
- исполнение музыкальной композиции на рояле дочерью;
- ужин, приправленный шутками и анекдотами Петра Ивановича;
- на прощанье забавный и бессмысленный пассаж в исполнении мальчика-лакея.
Для молодого доктора все это впервые и он на протяжении вечера испытывает противоречивые чувства. Старцев осознает, что произведение Веры Иосифовны «о том, чего никогда не бывает в жизни», не поддается общей атмосфере приятного удобства, от которого не хочется вставать.
Звуки рояля «шумные, надоедливые», как бесконечное падение камней, но воспроизводит их «молодое, изящное и, вероятно, чистое существо», и это «так приятно, так ново».
Общее впечатление главного героя от вечера довольно позитивное. Он не чувствует усталости хотя прошел пешком девять верст, а один из шутливых комментариев хозяина, неожиданно вспомнившийся перед сном, заставляет рассмеяться.
Лодка любви разбита
Следующая встреча героев состоялась спустя год. Нельзя сказать, что у Старцева совершенно не было желания посетить гостеприимный дом, но то ли врачебный долг требовал постоянного пребывания в больнице, то ли его жизненная концепция — «нужно трудиться, без труда жить нельзя» не находила оснований в беззаботном существовании Туркиных.
Просьба о помощи в письме от Веры Иосифовны, которая страдала мигренью, дает обоснованный и оправданный повод. В дальнейшем посещения стали частыми. Внешние причины — больная почувствовала облегчение и распространила слух о большом таланте доктора, способствуя увеличению частной практики. Скрытые — чувства Старцева к дочери Туркиных. Он готовится сделать Екатерине Ивановне предложение.
Доктор уже не тот молодой человек, который появляется в начале истории, передвигающийся пешком и преданный делу. С начала знакомства он обзавелся:
- лишним весом;
- меркантильными интересами;
- парой лошадей и кучером Пантелеймоном.
Накануне объяснения его мысли заполнены не только высокими чувствами. В Старцеве возникают опасения, что девушка «избалована и капризна, а он дьячковский сын» и что родственники невесты заставят его бросить земскую службу. Но перспектива получить немалое приданое преобладает над сомнениями.
Неожиданно, Дмитрий Ионыч получает решительный отказ. Екатерина Ивановна объясняет невозможность принятия предложения стремлением «к высшей, блестящей цели», а «семейная жизнь связала бы ее навеки». Слова девушки искренни, о чем свидетельствуют слезы. Она еще не утратила идеалы, почерпнутые из книг, которых много читала, еще живо и остро чувствует пустоту и бесполезность жизни людей ее круга.
Старцев переживал отказ, но не слишком долго, «дня три». А услышав, что несостоявшаяся невеста уехала в Первопрестольную поступать в консерваторию, успокоился вовсе. «Сколько хлопот, однако!» — единственное, что приходило ему на ум, когда он вспоминал период своей влюбленности.
Жизненные перекрестки
Но если бы дело выгорело и свадьба состоялась, была бы новая пара также безмятежно счастлива, как старшие Туркины? Получила бы продолжение бесконечная череда обедов и вечеров, на которых Екатерина Ивановна перекатывала бы рояльные камни, а Старцев блистал остроумием как Туркин.
Вряд ли. Дмитрий Ионыч был и оставался человеком, воспитанным другой средой. Люди нового окружения «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». Они ничего не делали и ничем не интересовались «и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними».
Мог ли Старцев полностью посвятить себя врачебному долгу, заняться благотворительностью и просвещением крестьян? Тоже нет. Он слишком ценил свой покой, привык к комфорту и «неохотно ходил пешком».
Неприятие жизненных ценностей общества и желание избежать трудностей полного разрыва с подающей средства к безбедному существованию средой вылились в уродливо деформированную форму протеста. Он презирал общество, глупость и несправедливость которого его волновала и возмущала, но презирал молча, «глядя в тарелку». Дмитрий Ионович посвятил себя увлечениям, далеким от просвещения и прогресса:
- игра в карты;
- увеличение капитала;
- скупка недвижимости.
Когда через четыре года Екатерина Ивановна, растеряв блистательные грезы, вернулась и звала его к себе, критикуя прошлое легкомыслие и самонадеянность, а фактически предлагая возобновить близкие отношения, Старцев лишь на мгновенье ощутил «огонек в душе», сразу погасший, как только на память пришло удовольствие, с которым он вынимает из кармана деньги, полученные за частную практику.
Под катком общества
Каток норм, традиций и интересов социума тяжел и неумолим. Все, кто безоговорочно принимают условия, могут рассчитывать на монотонную, но безмятежную жизнь. Восстающих каток ломает, и они либо присоединяются к первым, распрощавшись со своими мечтами и чаяниями, либо превращаются в желчных монстров, раздражаемых любым движением или словом, противоречащим их состоянию.
Под каток попали все персонажи истории. Старшие Туркины этого не заметили. Екатерина Ивановна вынужденно смирилась с собственным положением. Старцев превзошел даже само общество. Он уже и «не человек, а языческий бог», которого страшно раздражить, а то он начнет «стучать о пол палкой и кричать своим неприятным голосом». Теперь он Ионыч.
Кем был по профессии чеховский персонаж? Врачом, в обязанности которого входит облегчение человеческих страданий, исцеление тела и души, даже в ущерб собственным интересам и благополучию. Кем он стал? Очерствевшим и озлобленным эгоистом без прошлого и будущего.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!