Характеристика главных героев повести Гоголя «Заколдованное место»
В цикле историй-сказок, вошедших в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь показывает великолепное знание мистического малороссийского фольклора. Рассказ ведется от лица автора с использованием языковых оборотов и выражений, свойственных времени и региону. В повести «Заколдованное место» характеристика главных героев понадобится детям, которые изучают это произведение в школе.
Оглавление:
Действующие лица
С первых строк повести становится понятно, что тот, кто написал «Заколдованное место», близок к привычкам и быту простых людей, населявших земли Малой России. Об этом свидетельствует:
- преамбула;
- языковой стиль;
- действия второстепенных персонажей.
Повествование ведется от лица Фомы, старого человека, занимающего должность дьячка — мелкого церковного служащего. История основывается на невероятных событиях из детства рассказчика, приключившихся с его ныне покойным дедом.
Рассказчик Фома
Рассказчика зовут Фомой, он вырос в многодетной семье, в которой было 3 сына. Отец зарабатывал на жизнь «чумакованием», мать следила за хозяйством, а дед разбил баштан возле дороги, где выращивал огурцы, арбузы и дыни.
Детей приучали к работе с детства. Братья помогали деду на баштане, отгоняли от посадок птиц. На время событий Фома был одиннадцатилетним подростком, крепким, резвым и озорным, как молодой жеребенок. Поскольку поле находилось возле проезжей части, чумаки (возов до пятидесяти в день) останавливались возле дедовского куреня:
- отдохнуть и накормить волов;
- переночевать;
- полакомиться арбузом или дыней;
- вспомнить «Бог знает когдашнее».
Фома любил сидеть у костра и слушать увлекательные истории, которые рассказывали проезжие и его дедушка Максим. Часто по просьбе деда мальчик развлекал собравшихся, лихо отплясывая «козачка» под звуки сопилки.
Дед Максим
Старик был еще «довольно крепок». Любил труд. Целыми днями копошился на своем участке:
- снимал спелые плоды;
- укрывал от жаркого солнца завязь;
- делал новые грядки.
Человек он был, как теперь принято говорить, коммуникабельный и приятный в общении. У него было много хороших знакомых среди чумаков и жителей окрестных сел, которые не только с удовольствием покупали арбузы и дыни с баштана, но и не упускали возможности поговорить с умудренным жизнью и добродушным дедом Максимом.
Людей привлекала не только щедрость на доброе слово и угощение, но и то, что более благодарного слушателя было сложно найти. Со стороны казалось — старику слушать, «что голодному галушки», а, как известно, основной фактор, стимулирующий и располагающий рассказчика, — внимание слушателя.
Несмотря на преклонный возраст, Максим любит жизнь во всех ее проявлениях. В его сердце и душе все находит место:
- Внуки, которых на время отсутствия сына он берет под свою опеку, заботится о них и не дает скучать.
- Музыка. Он самостоятельно делает «пищик» и играет на нем.
- Веселье. Может сплясать так, «что любо глядеть».
- Невидимый (потусторонний мир). И не где-то там — в загробной жизни, а здесь и сейчас.
Если случается какая-то неприятность, дед видит в этом происки «врага рода человеческого» и всячески поносит сатану во всех его проявлениях. Возможно, такая позиция и стала причиной последующих обольщений и испытаний, обрушившихся на старого казака.
Темные силы
«Проклятое место», как в сердцах охарактеризовал его дед Максим, — своеобразный портал в искаженную параллельную реальность, в которую нельзя попасть иначе, как через него, но можно самостоятельно выбраться. Это ловушка искушением, которую приготовил дьявол для человека, в конкретном случае — для деда-рассказчика.
История настолько плотно насыщена мистическими событиями, что сложно определить, кто главный герой произведения «Заколдованное место» — дед Максим или нечистая сила. Черт играет со старым казаком:
- соблазняет легким богатством;
- заставляет натерпеться страха;
- смеется над разочарованием.
Рассказчик свидетельствует, что и многие годы спустя дьявольское место сохраняло свою силу и власть в материальном мире. Уже умер дед, и землю отец сдавал в аренду охотникам из местных жителей, которые радовались ее плодородию, но никогда на заколдованном месте не вырастало «ничего доброго».
В помощь школьнику
В школьную программу по литературе и русскому языку в 5 классе входит написание сочинения на тему «Заколдованное место» Гоголя. Описание действующих лиц не может сохранить художественный рисунок сюжетной линии, выстроенной автором на основе прямой речи и специфических языковых оборотов, но вполне раскрывает их образы.
При анализе произведения следует учитывать особенности заколдованного места. Оно проявляет свою силу лишь в сочетании с негативными эмоциями и желаниями человека. Но это сила обмана и заблуждений. Место открывает, казалось бы, быстрый и легкий путь к богатству и славе, но соблазнившийся в результате имеет «дрязг и стыдно сказать, что такое».
Дед заклялся и заклял внуков верить черту (соблазну легкой наживы), так как нет в нем правды «ни на копейку».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!