Краткое содержание повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
Считается, что тема произведения навеяна Гоголю продолжительными беседами на чайных вечерах с одним знакомым, занимающимся исследованиями психологии душевнобольных. Сюжетная линия повести построена на беспорядочных дневниковых записях, отсюда название — «Записки сумасшедшего». Краткое содержание ставит задачей раскрытие образа главного персонажа и характера отношений в современном обществе как причин психического заболевания героя.
Оглавление:
День первый и день последний
Форма художественного изложения в виде совокупности фрагментарных отрывков совершенно нехарактерна для творчества Гоголя. Дневниковые записи от первого лица — это своеобразная история болезни основного персонажа — титулярного советника Поприщина.
Автор без предисловий вводит читателя в бытовое, материальное и морально-нравственное состояние героя. День чиновника начинается в десять часов, когда более дисциплинированные коллеги уже корпят над бумагами в своих канцеляриях. Он признается, что и вовсе не пошел бы в департамент, но надеется выпросить у казначея «хоть сколько-нибудь из жалования вперед».
Видно, что Поприщин совершенно охладел к службе и не понимает «выгод служить в департаменте». Он завидует чиновникам, занимающим место «в губернском правлении, гражданских и казенных палатах», положение которых располагает к получению дорогих подарков от просителей.
Служба и досуг
Аксентию Ивановичу сорок два года. По карьерной лестнице чиновник поднялся до должности столоначальника, и на некоторых бумагах его подпись была необходима — «столоначальник такой-то», но далее не развился то ли по причине разочарования, то ли из-за недостатка образования и прилежаний. Обязанности его заключаются:
- в переписывании циркуляров и отношений;
- в сверке бумаг;
- в починке перьев для директора, который использует «его вместо слуги».
Поприщин неравнодушен к дочери «его превосходительства», что в большей степени объясняется желанием проникнуть в закрытую для него среду, «рассмотреть поближе этих господ, все эти экивоки и придворные штуки». На первый взгляд кажется, что Аксентий Иванович — один из не нашедших себя и свое место в социальном устроении людей, у которых «в голове всегда ералаш», и только.
Но признание: «С недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которые никто еще не видывал и не слыхивал», — заставляют насторожиться. Так, по дороге на службу Поприщин становится свидетелем разговора между двумя собаками, одна из которых принадлежит дочери главы департамента Софи, и с удивлением узнает, что между животными существует переписка.
В свободное от службы время Аксентий Иванович:
- «большей частью лежал на кровати»;
- переписывал, на его взгляд, «очень хорошие» слащаво-пошлые «стишки»;
- ходил в театр на смешные водевили;
- читал «Пчелку»;
- «прохаживался и обдумывал» разные происшествия;
- мечтал о Софи.
Постепенно последний пункт начинает возобладать над прочими интересами. По каким-то признакам, явственным только ему, Поприщин замечает, что директор его «особенно любит». «Если бы и дочка…».
Болезнь прогрессирует
Аксентий Иванович намеревается раскрыть сердечное состояние Софи. Первым делом он пытается разузнать об этом у Меджи (собачка, знакомство с которой уже состоялось), считая, что «она чрезвычайный политик: все замечает, все шаги человека». Но неожиданно собака проявила «какое-то упрямство», «поджала хвост, съежилась вдвое и вышла тихо в дверь».
Чиновник решает заполучить переписку Меджи с другой собакой. Он отследил дом, где проживает хозяйка животного, направляется туда, устраивает переполох в прихожей и, как ему кажется, завладевает письмами, которые нашел в лукошке.
В письмах — продукте больного воображения — смешались фантазии, сны Поприщева и жестокая пустота жизненных реалий:
- честолюбие «его превосходительства», который ожидает орденской ленточки и поверяет свои сомнения домашнему питомцу;
- предшествующая выездам на балы суматоха и гастрономические предпочтения Меджи;
- описание встречи Софи с камер-юнкером и «вздора, о каком они говорили»;
- критические замечания в адрес Поприщева — «совершенная черепаха в мешке»;
- информация о том, что «скоро будет свадьба», — Софи и офицер влюблены, а «его превосходительство» доволен и рад.
Аксентий Иванович ужасно раздосадован: «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». Он воображает, каким бы презрением поразил директора, Софи и камер-юнкера, неожиданно получив генеральский чин, и вспоминает случаи, когда человек простого звания, «мещанин или даже крестьянин», оказывался вдруг вельможей или государем.
Виват король, виват
Прочитав заметку в газете, что Испания осталась без короля, Поприщев поражается ситуации и не доверяет сообщению: «Государство не может быть без короля», — наверняка какие-то причины «заставляют его (короля) скрываться».
«Испанские дела» полностью занимают разум Аксентия Ивановича. Он перестает ходить в департамент, пытаясь осмыслить ситуацию, так «убили и потрясли» его происшествия в южном королевстве. На этом заканчивается последняя осмысленно датируемая запись.
Далее следует «день величайшего торжества»: Испания обрела короля, а Поприщин — корону. Это случилось 43 апреля 2000 года. Герой удивляется, как мог воображать, что он титулярный советник, и даже иронизирует над сумасбродностью таких мыслей: «Хорошо, что еще не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом».
Через три недели отсутствия Поприщина в департаменте на дом к нему является экзекутор с целью прояснить причину. Тот «для шутки» решает идти на службу. Чиновник проходит на свое место, не поприветствовав непосредственного начальника и не объяснившись с ним, только оглядев «равнодушно, не слишком гневно и не слишком благосклонно». Усевшись за стол, он смотрел на «канцелярскую сволочь» и думал, как все они, включая начальника отделения и самого директора, засуетятся и закланяются, узнав, кто перед ними.
Бедного Аксентия Ивановича понесло:
- Когда появляется директор, он не встает и не приветствует его, как все остальные. Еще недавно его превосходительство представлялся «очень умным человеком», теперь Поприщеву открывается, что «это пробка, а не директор».
- На документ, принесенный на подпись, он ставит королевскую визу — Фердинанд VIII, а изумленное молчание чиновников принимает за благоговение перед царственной особой.
- Он покидает присутствие, но идет не домой, а в комнату дочери директора, обескуражив лакея, а потом и саму Софи, заявив, что «счастие ее ожидает, какого она и вообразить себе не может».
Наряду с внешними неадекватными проявлениями, в голове больного проносится вихрь сумбурных мыслей о корыстной женской любви и ложном патриотизме их «чиновных отцов», которые «мать, отца, бога продадут за деньги».
В следующие дни герой ждет испанских дипломатов, недоумевая их нерасторопности, и даже идет осведомиться о причине их задержки на почту. Почтмейстер предлагает написать письмо в Испанию, которое он примет «по установленному курсу».
Уже король сам пошил «мантию из нового вицмундира», а дипломаты медлят. «Какие бы причины могли их остановить? Неужели Франция?». И, наконец, экипаж медицинской помощи, который он принимает за королевскую свиту, сажает его в карету и мчит к границам Испании.
В психиатрической больнице разум Поприщева окончательно помутился. Его посещают безумные идеи. Больной внезапно открывает, что «Китай и Испания — совершенно одна и та же земля» и что завтра «Земля сядет на Луну» и повредит ее. Последнее было совершенно нестерпимым и требовало монаршего вмешательства. Аксентий Иванович воззвал к другим больным, которых считал испанскими грандами, и наделал много шума. За создание беспорядков был нещадно бит санитаром, обрит и облит холодной водой.
Растворенный горечью смех
Таково впечатление Белинского от повести «Записки сумасшеднего», и с этим трудно спорить. Каким бы пустым и никчемным ни представлялся Поприщин, финал его трагичен и вызывает человеческое сострадание. Тщеславная гордыня, выраженная мыслями, что он не «из каких-нибудь разночинцев, из портных или унтер-офицерских детей. Я дворянин», может вызвать ироническую улыбку. Но финальная запись, где герой вспоминает о маме и молит ее «пожалеть о своем бедном дитятки», достойна всяческого сочувствия.
Анализ повести «Записки Сумасшедшего» позволяет провести параллели с другим произведением Гоголя — «Шинель», также вошедшим в петербуржский цикл. И здесь, и там описывается маленький человек, чиновник в статусе титулярного советника. Не случись болезни, и через десяток лет Поприщин, утратив амбиции и претензии к обществу, превратился бы в тихого и безропотного Башмачкина, замкнувшись в раковине бесприютности и одиночества.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!