Характеристика главных героев былин Ильи-Муромца и Соловья-разбойника
Богатый русский фольклор представляет огромное количество замечательных героев. Их образы олицетворяют особенности жизни людей и исторические события прошедших эпох. Былины — жанр эпических песен про великих богатырей и их подвиги. Илья-Муромец и Соловей-разбойник — главные герои, характеристика которых показывает противоположность и борьбу добра и зла.
Оглавление:
Величайший из русских богатырей
В былинах поётся, как боролись храбрые воины с иноземными захватчиками земли русской, как защищали они добро и наказывали зло. На их основе было создано немало произведений: стихов, спектаклей, кинофильмов, а также написаны читательские дневники, доклады.
Одним из самых ярких и значительных персонажей русского народного творчества является образ Ильи-Муромца, былинного богатыря. Его имя с детства, буквально с первого класса, хорошо знакомо всем россиянам. Именно он — самый великий русский богатырь, воплощение силы, мужества, патриотизма и справедливости.
Легендарный воин Илья — вовсе на вымысел, а реальный исторический персонаж. Поразительная судьба этого человека известна благодаря былинам. Разумеется, многое, из того, что в них описано и рассказано, просто сказки, которые передавались из уст в уста. Но в основу их легли истинные события того времени.
Илья-Муромец — кто он
Характеристика богатыря приводится в исторических хрониках. Илья родился в небольшом селе недалеко от города Мурома в семье простых крестьян. По легендам он до 33 лет не мог ходить из-за болезни и не знал, какой крутой поворот произойдёт в его жизни. Чудесное исцеление позволило ему не только встать на ноги. Илья также обрёл богатырскую силу. Несмотря на долгую неподвижность, он имел сильный характер.
Мудрые старцы, которые помогли Илье избавиться от тяжкого недуга, велели ему отправляться в город Киев, к великому князю, чтобы посвятить себя служению родине. Они предсказали ему, что именно в этом состоит его предназначение.
Отец и мать были счастливы, что их единственный сын выздоровел, и благословили его в путь. По наказу старцев Илья отправился прежде на поиски валуна. Найдя его, он сумел сдвинуть глыбу. А там оказались спрятаны оружие и доспехи. Кроме этого, к нему прибежал вороной конь. Оседлав его и облачившись в доспехи, Илья приехал в стольный Киев-град и явился к князю. С тех пор он стал верой и правдой служить ему и защищать родную землю.
О внешности этого героя известно не очень много, можно лишь догадываться, как именно он мог выглядеть. Его портрет, если он когда-либо и был, не сохранился. Известно лишь словесная характеристика. Илья-Муромец описывается как высокий, стройный, отличного телосложения воин с русыми волосами, седой бородой и тёмными бровями. Он всегда носил кольчугу и шлем, а также имел при себе оружие — меч, копьё, палицу и щит. И при нём всегда был его верный вороной конь.
За время службы богатырь Илья совершил много великих подвигов. Везде и всюду он считал своим долгом служить добру и победить зло, наказывая несправедливость и защищая незаслуженно обиженных.
Подвиги великого героя
Илья-Муромец искренне, по велению сердца, служил отечеству. Среди главных подвигов можно отметить:
- Освобождение города Чернигова по пути к Киеву.
- Победа над татарами, изгнание их из Киева и пленение Калина-царя.
- Победа над обжорой Идолищем поганым в Царьграде.
- Победа над коварной царицей и освобождение сорока царевичей и царей.
Конечно, это далеко не всё, что сделал герой для родины. Помимо перечисленного, одним из главных его подвигов стала победа над Соловьём-разбойником, который не давал покоя города и округи, грабил и убивал их. Великий богатырь не мог позволить ему продолжать такое бесчинство. Получив сообщение, что вытворяет это чудовище, он вступил с ним в бой и победил. Но не убил его, а доставил к князю, предоставив тому решать судьбу этого душегуба.
Личные качества
Великий воин характеризуется как скромный и бескорыстный человек, несмотря на славу и народную любовь. Эти черты отличают его наряду с силой, добротой и мудростью. Даже захватив в плен Соловья-разбойника, он не стал убивать его, а привёз к князю, не пожелав вершить самосуд. Его не прельщают щедрые дары и подношения, которые предлагали ему жители Киева за то, что он надёжно защищал их.
Илья никогда и никому не похвалялся своими ратными подвигами. И не принял предложения князя о назначении его на высокую должность воеводы. Богатырь считает своим долгом охранять родную землю, и делает это вовсе не ради славы, богатства или почёта. Даже после того, как князь несправедливо наказал его и посадил в темницу, Илья продолжил честно служить ему и родине.
Соловей-разбойник
Этот образ в русских былинах об Илье-Муромце представлен как воплощение зла и бесчинства. Соловей-разбойник не позволял путникам двигаться по дороге, ведущей в Киев. Он никого не боялся и убивал каждого, кто хотел пройти в город, более 30 лет держа в страхе всю округу. Соловей-разбойник по легенде жил в гнезде, расположенном на двенадцати дубах и сверху прекрасно видел приближающихся путников. Как только они подходили близко, он применял своё страшное оружие — свист, который вызывал ужасную бурю и убивал людей, коней и всё живое вокруг. И никто не мог ничего сделать этому чудовищу.
Соловей-разбойник — образ собирательный. Проведя анализ изложенных в былине событий, можно сказать, что он олицетворяет собой иноземных захватчиков и лихих людей (разбойников, убийц и грабителей) той эпохи, которые ради наживы беспощадно убивали всех, кто попадался им. Он не знал жалости и сострадания, ему просто нравилось чувствовать себя непобедимым и не пускать в город никого.
В былинах он представлен сказочным персонажем. Даже не совсем понятно, кто это: человек или нет. Хотя в былинах говорится, что:
- Соловей-разбойник имел семью: у него была жена и множество детей;
- ездил верхом на коне;
- пил и ел как люди;
- разговаривал как человек.
Попав в плен, Соловей-разбойник продемонстрировал князю своё чудовищное умение. От его свиста пали замертво воины дружины, разлетелись в щепки деревья. Это было именно то, чего все так боялись.
Мифическая сила его свиста — сказочное преувеличение, созданное народной фантазией. Но тем не менее он в самом деле наводил ужас на горожан и путников. Его жестокость и коварство не знали границ, поэтому он никого не щадил и не пускал в Киев.
Добро против зла
Судя по тому, как сказано в былинах, Соловей-разбойник имел своё немалое хозяйство, в котором трудились не только его собственные дети, но и помощники. Похоже, что в его образе представлен враждебный киевскому князю Владимиру, которому служил воин Илья, удельный князь или главарь шайки жестоких разбойников. Им также мог быть представитель одного из враждебных народов — татар или половцев.
Зло, которое они сеяли вокруг, не давало жить простым людям. Разбойники имели большую силу, с которой не могли справиться воины дружины киевского князя. В сказаниях страшный свистун не боится никого, напротив, его боятся все. Такая ужасная слава нравится ему, он всеми силами старается её поддерживать.
В былинах об Илье-Муромце образ Соловья-разбойника символизирует не только жестокость и коварство, но также отношение людей к чужеземным завоевателям и разбойникам-душегубам. Никто не мог противостоять ему, боясь попасть в число его жертв. И только Илье, великому богатырю, удалось победить его и захватить в плен. Эти два образа — полная противоположность, борьба между ними предстаёт как противостояние добра и зла.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!