Характеристика и образ Рахметова из романа Чернышевского «Что делать»
Герои Николая Чернышевского беззлобны, общительны и образованны. Они твердо уверены, что идут верной дорогой, и она приведет к победе дела, которому посвятили жизнь. Характеристика Рахметова из романа «Что делать» поможет учащимся с точки зрения современности и собственного отношения к герою правильно оценить его поступки и понять необычность и полемичность всего социально-философского произведения.
Оглавление:
История создания, тематика произведения
В романе Чернышевского «Что делать?» есть такие слова: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него». Путь к этому будущему, считал писатель, лежит через революцию, которую готовит его любимый герой Рахметов. На его примере воспитывались сотни будущих революционеров. И недаром образ этого мужественного человека создавался в застенках Петропавловской крепости.
В декабре 1862 года Чернышевский приступил к написанию своего легендарного произведения, главы которого передавались в следственный комитет, затем — на усмотрение цензуры. Последняя не видела в разрозненных отрывках завуалированного революционного смысла и пропускала их. Через 5 месяцев рукопись последней части романа была передана в редакцию «Современника», редактором которого в то время был Некрасов.
Но через некоторое время, когда по стране распространились сотни экземпляров, ошибка была замечена, номера с публикацией романа запретили к печатанию. Но к этому времени он уже в рукописях разошелся по России. Вскоре с помощью русских эмигрантов роман «Что делать?» вышел в Женеве, а позднее был переведён на многие иностранные языки. В 1905 году запрет на публикацию на родине писателя был снят, а годом позднее он был опубликован в России отдельной книгой.
Тематика романа многообразна, прежде всего это:
- свобода, за которую сражается Рахметов;
- свобода выбора, которой нет у женщин России.
Об этом говорит описание четвертого сна Веры Павловны, в котором читатель видит ее преобразование: из объекта лицемерного преклонения, рабыни, вынужденной подчиняться сильному полу, она превращается в сильную, независимую и прекрасную женщину, когда получает равные права с мужчиной. Важное место Чернышевский уделяет семье и любви.
Автор, как и его герои, считает существующую модель семьи устаревшей и безнравственной. Только новые взаимоотношения, совместная жизнь, основанная на любви, доверии и уважении друг друга, могут принести паре настоящее счастье. Удел жены не только в воспитании детей. Она наравне с мужем может заниматься любимым делом, которое принесет пользу и ей лично, и обществу.
Занимают писателя и мысли о настоящей дружбе. Он знакомит читателя с благородными и честными мужчинами, которые готовы пожертвовать своими благами ради друга. Кирсанов, видя отношение Лопухова к Вере, отказывается от нее, а затем Лопухов уходит от друзей ради их блага. По мнению автора, дружба держится на равенстве и свободе выбора.
Образ Рахметова
О Рахметове читатель узнает из главы «Особенный человек». Он знатного происхождения, отец его, бывший военный, уйдя в отставку, поселился в своем родовом имении. К моменту знакомства с читателем Рахметову 22 года, он обучался естественным наукам, но около трех лет не учился. Сначала нужно было заняться делами отца, затем долго путешествовал, устроил и оплатил учебу нескольким молодым людям. Когда вернулся в столицу, начал учиться на филологическом факультете.
Окружающие называли его Никитой Ломовым, как знаменитого бурлака, так как силу герой имел необыкновенную и развил ее физическими упражнениями. В университете подружился с умными людьми, стал много читать. Еще во время скитаний по России он выработал для себя ряд определенных принципов: «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». Он сознательно отказался от любви к даме, которую однажды спас. Считал, что чувство свяжет руки, хотя, как сам говорит «тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить».
Стал развивать мышечную силу, неприхотливость к еде и развлечениям. Когда говорили, что такая крайность ни к чему, Рахметов отвечал: «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью… не для себя лично, а по убеждению». Никогда не проводит время без дела, не читает бесполезных книг, дома бывает редко, больше занят общественными делами. Следуя своим принципам, подвергает себя лишениям:
- Ест только говядину, чтобы поддержать форму тела, объясняя, что питается только тем, что могут позволить себе бедные люди.
- Испытывая силу воли, спит на гвоздях.
- Очень огорчается, что не может побороть одну слабость — сигары.
Скорее всего, именно он принимает участие в «исчезновении» Лопухова, выступая в качестве доверенного лица, когда передает письмо Вере Павловне. Во время встречи он укоряет ее, что решила передать свою мастерскую в чужие руки.
Автор, описывая натуру Рахметова, как бы намекает на часть жизни революционной, скрытой от читателя по цензурным или иным соображениям, но считает его особенным человеком, «цветом лучших людей», «солью земли».
Характеристика героя на уроке
Образ Рахметова в романе «Что делать?» является центральным при анализе произведения Чернышевского на уроке. На предыдущем занятии, где шла речь о системе образов в романе и о «новых людях», было дано задание на дом: прочитать главу «Особенный человек» и составить по ней краткий цитатный план. Характеристика главного героя строится на основе вопросов:
- Кто такие «новые люди» и зачем даны их биографии (сообщение учащегося)?
- Как подчеркивает автор их обыкновенность по сравнению с Рахметовым (сообщение учащегося)?
- Для чего в роман введен образ Рахметова?
- Что делает его особенным человеком?
Учащиеся отвечают, что Рахметов — человек «другой породы», революционер. Хотя и дворянского происхождения, но демократ, не чуждается простых людей, живет так же просто и неприхотливо, как они. Автор не дает описания внешности героя, кроме замечания, что она «мрачновата». Вера Павловна в начале знакомства назвала его скучным, но, когда узнала поближе, поняла, «какой это нежный и добрый человек». Чернышевский сообщает, что в жизни встретил таких всего 8, из них — 2 женщины.
Он читает только полезные книги, и манера знакомиться у него тоже своя. Новых друзей заводит только из тех, кто имеет влияние на других. Но никто не мог избежать с ним знакомства, если он этого хотел. Отличается от «новых людей» тем, что «любит он возвышенней и шире» и в среде простых людей считается «своим». Кирсанов говорит о нем: «Он поважнее всех нас, взятых вместе». Говоря о роли Рахметова в произведении, Чернышевский писал, что «Не покажи я фигуру Рахметова,… Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов казались бы … героями, но это не так».
Образованный, с большой трудоспособностью, он упорно готовит себя к революционной деятельности. Главное его желание — увидеть всеобщее счастье, и для этого он готов на любые жертвы. Учащиеся зачитывают вслух отрывок из разговора с проницательным читателем со слов «Нет друзья мои,…» (глава 3).На дом дается сочинение «Мое отношение к Рахметову».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!