Краткий анализ рассказа Антона Чехова «Попрыгунья»
Жизненность и натуральность, переплетение иронического тона с драматическим, глубокий психологизм и мастерское описание эмоций, мыслей и переживаний литературных героев — этим отличаются произведения, которые писал классик русской литературы А. П. Чехов. Анализ рассказа Чехова «Попрыгунья» раскрывает важные темы любви, измены, жертвенности и легкомысленности человека, а также указывает на неумение ценить то, что дано судьбой.
Оглавление:
История создания
Идея написания рассказа возникла у Чехова в августе 1891 года. Об этом свидетельствует тот факт, что в это время он рассказал о своём замысле поэту и переводчику Фёдору Червинскому. Тот, в свою очередь, сообщил об этом Виктору Александровичу Тихонову, недавно возглавившему журнал «Север».
Рукопись была закончена в ноябре 1891 г. и впервые опубликована в этом журнале в 1892 г. Прототипами героев стали реальные люди, хорошо знакомые писателю:
- Полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников. Но персонаж Осипа Дымова списан и с другого столичного врача, Иллариона Ивановича Дуброво, который совершил поистине благородный поступок: при помощи метода, описанного в рассказе, он помог излечиться от дифтерита семнадцатилетней дочери дворянина Куроедова, а сам скончался от этого заболевания через шесть дней.
- Софья Петровна Кувшинникова, жена Дмитрия Павловича. Она интересовалась различными искусствами, собирала в своём доме выдающихся личностей, хотя сама не отличалась какими-либо талантами.
- Известный художник Исаак Левитан. Ходили слухи о его романе с Софьей Кувшинниковой.
Хоть Чехов старался завуалировать любые сходства с реальными личностями и отрицал наличие у героев прототипов, Левитан и Софья были прекрасно узнаны обществом. По этой причине художник обиделся на писателя, произошла серьёзная ссора. Левитан даже хотел вызвать Антона Павловича на дуэль и не общался с ним в течение трех лет после публикации произведения. С Софьей Петровной автор рассказа и вовсе никогда больше не контактировал.
Известно, что Чехов редко давал своим произведениям высокую оценку. Чаще всего он отзывался о них насмешливо, шутливо и пренебрежительно. Вот и этот рассказ в одном из писем он иронично называет «маленьким, чувствительным романом для семейного чтения».
Смысл названия
Изначально писатель хотел назвать своё произведение «Великий человек» и даже передал рукопись в журнал «Север» под таким названием. Однако через две недели он послал редактору журнала письмо с предложением назвать его «Попрыгунья». Автор решил сместить акцент на главную героиню, показать её легкомысленность, неумение думать об окружающих людях и последствиях своих поступков.
С помощью этого названия автор дал героине справедливую оценку. Кроме того, наблюдается ассоциативная отсылка к басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»: «Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела». Так и Ольга Ивановна поздно спохватывается, когда что-либо изменить уже невозможно.
Краткое содержание
В начале произведения практически ничто не предвещает трагического конца, но уже чувствуется, что счастье героев будет мнимым. Молодая женщина Ольга Ивановна выходит замуж за доктора Осипа Степановича Дымова, имеющего чин титулярного советника.
Дымов самый обычный и ничем не примечательный человек, тогда как Ольга и все её друзья уже успели прославиться в чём-либо: в живописи, театре, литературе, искусстве. На свадьбе она словно испытывала неловкость перед гостями за то, что вышла замуж за такого простого человека, и оправдывалась, рассказывая, что с ним она познакомилась в больнице, когда её отец был болен.
После свадьбы молодожёны жили спокойно и размеренно. Ольга играла на рояле, писала масляными красками, наносила визиты. Она отчаянно искала великих людей и стремилась с ними познакомиться, боготворила их, приглашала в гости, но скоро остывала к ним и искала новых. Героиня восхищалась простотой и благородством мужа, но он не вписывался в общество людей искусства.
Во время поездки на Волгу у Ольги Ивановны начался роман с художником Рябовским. Но скоро любовник стал тяготиться ею, его пылкость быстро прошла. Вернувшись домой, она хотела во всём признаться мужу, но не посмела.
С середины зимы Дымов начал о чём-то догадываться, старался не оставаться наедине с женой и всё чаще приглашал к себе своего товарища Коростелева. Ольга ездила к Рябовскому, приглашала его к себе на обеды. Он приходил, за столом они язвили друг другу, не стесняясь присутствия Дымова. Даже Коростелев догадывался об этих отношениях. Супруг переживал всё внутри, а Ольга говорила, что он гнетёт её своим великодушием.
Однажды Дымов поделился с женой своей радостью по поводу защищённой диссертации и успехов в науке, но она ничего не поняла и не порадовалась вместе с ним. Вскоре Ольга Ивановна узнала, что у Рябовского есть другая женщина.
Между тем Дымов заразился дифтеритом, когда высасывал через трубочку дифтеритные плёнки у мальчика, желая спасти пациента и не щадя себя. Он умирал, в дом приходили различные врачи. Все они в один голос говорили, что Дымов был светилом медицины и по-настоящему великим человеком. Тогда-то Ольга и поняла, что в погоне за великими людьми «прозевала» такого человека, все эти годы живущего рядом с нею, но было уже поздно.
Характеристика главных героев
В произведении несколько главных персонажей. Их описание и характеристика:
- Ольга Ивановна — 22-летняя девушка из семьи врача, связавшая свою жизнь с талантливым врачом. Она красива, стройна, у неё прекрасные льняные волосы. Она чувствительна, сентиментальна, обаятельна и изыскана, добра и весела, грациозна и мила. Обладает тонким художественным вкусом, тяготеет к эстетике и красоте. Увлекается разными искусствами понемногу: пишет этюды, поёт, играет на рояле, лепит, участвует в любительских спектаклях. Не может жить без артистической и одухотворённой компании, устраивает вечера и жаждет знакомств с великими людьми, чтобы потом пресыщаться ими и снова искать новых. Однако она легкомысленна и эгоистична, считает мужа человеком не своего круга, за что в итоге и платится.
- Осип Степанович Дымов — 31-летний талантливый доктор в чине титулярного советника, служил в двух больницах: в одной — сверхштатным ординатором, в другой — прозектором. Был трудолюбив, великодушен, бескорыстен, кроток и скромен, с добродушной улыбкой. Его коллеги и тесть, отец Ольги, предсказывали ему великое будущее и считали его светилом медицины. Он не понимал искусства, но относился к нему с уважением, считая, что это кому-то нужно, но каждому своё. Очень любил жену, признавал её увлечения, готов был всё ей прощать и сострадать ей. Но из-за своей скромности часто оставался незамеченным обществом и собственной женой. Его смерть также происходит из-за большой открытой души: он жертвует собой, спасая маленького пациента.
- Рябовский — художник лет 25, анималист и пейзажист, очень красивый белокурый молодой человек. Он поправлял Ольге её этюды и считал, что из неё выйдет толк. Ведёт богемный образ жизни, творит по настроению. Автор делает акцент на его резких и быстрых сменах настроения, меланхолии и депрессиях, «томности». В первоначальной версии рассказа он имел большое сходство с Левитаном, хотя впоследствии Чехов переписал многие его черты.
- Коростелев — коллега и товарищ Дымова, маленький стриженый человек с помятым лицом. Недолюбливал Ольгу, поняв, что она изменяет мужу.
Главные герои «Попрыгуньи» Чехова в какой-то мере отражают общество эпохи писателя и характеризируют социальные слои, к которым принадлежат.
Жанр, направление и композиция
Жанр произведения — рассказ. Направление — реализм: автор описывает историю, сюжет которой подсмотрел в реальной жизни.
Формально рассказ состоит из 8 глав. В первых трёх описывается семейная жизнь Ольги Ивановны и Дымова. Хотя внешне всё хорошо, некоторые детали и целые эпизоды указывают на то, что их брак обречён на несчастье. Начиная с четвёртой главы жизнь героев и в самом деле начинает стремительно рушиться. Присутствует плавный переход от счастливых событий (свадьба, начало семейной жизни) к трагическим (смерть героя и раскаяние героини). Меняется и настроение повествования.
Идея, основная мысль и проблематика
Проводя анализ «Попрыгуньи» Чехова, можно выделить главные темы и аргументы к ним. Они противопоставляются друг другу:
- Самопожертвование и эгоизм. Если Дымов был готов даже рисковать жизнью ради других, то его жена думает только о своём досуге, развлечениях, личном благе.
- Любовь и измена. Герой искренне любит жену, уважает её интересы, прощает ей всё, даже догадываясь о вероломстве. Она же не способна на столь высокое и мудрое чувство, поддаётся мимолётному увлечению и начинает отношения с другим человеком, забывая о супруге.
- Наука и искусство. Эти два направления очень часто противопоставляются друг другу. Дымов признаётся, что всю жизнь занимался естественными науками, поэтому ему некогда было интересоваться искусством, но всё же он не отрицает его. Ольга же упрекает его в этом, тем самым ставя искусство выше медицины и других знаний.
- Призвание и увлечения. Дымов нашёл своё призвание в спасении жизней людей и добился определённых успехов в своей сфере. Ольга же, возможно, и имела талант, но занималась всем понемногу, не считая свои занятия чем-то серьёзным, а желая походить на своих знакомых художников, актёров, певцов, авторов сочинений. Она не могла реализоваться в чём-то одном, что говорит о её несерьёзности.
Также в произведении затронута тема загадочной женской души на примере притягательной и обаятельной, но легкомысленной героини. Автор погружается в её психологию, описывая её мысли и переживания.
Но по-настоящему писатель восхищается только Дымовым, который становится идеалом трудолюбия, жертвенности и скромности. Очень часто такие таланты остаются незамеченными даже близкими людьми. Всю суть его образа автор вкладывает в монолог Коростелева, который называет Дымова великим человеком и тем самым открывает глаза Ольге Ивановне. Его речь, как бы подводящая черту под всеми событиями, заставляет Ольгу задуматься о её прежних поступках, а читателю предлагает сделать для себя определённые выводы.
Подводя итог, можно выделить главную мысль произведения: нужно ценить то, что имеешь. Эта идея также выражается в пословице «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Главная героиня слишком долго гонялась за знаменитыми людьми, боготворя их, приглашая в гости и даже видя их во сне, но слишком поздно осознала, какой замечательный и поистине великий человек находился рядом с ней.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!