Краткое содержание сказки Андерсена «Девочка со спичками»
Одна из самых трогательных и грустных сказок Ханса Кристиана Андерсена — «Девочка со спичками». Краткое содержание рассказывает историю бедной девочки, которая вынуждена была замерзать на улице в канун Нового года. Одинокая, покинутая всеми и отчаявшаяся героиня не может не вызывать сочувствия. На написание этого святочного рассказа, опубликованного в 1845 году, сказочника вдохновила гравюра Иоганна Лундбю, на которой изображена юная продавщица спичек.
Оглавление:
Краткое содержание
В канун Нового года было очень морозно, шёл снег, становилось темнее. Маленькая нищая девочка шла по улицам. Она была с непокрытой головой и без обуви: правда, из дому она вышла в больших старых туфлях своей матери, но потеряла их сегодня, когда убегала от двух карет, нёсшихся на неё во весь опор, причём одну туфлю утащил какой-то мальчишка.
Она села в уголок за выступом дома и дрожала от холода. За весь день она не продала ни единой спички и боялась вернуться домой, где отец обязательно избил бы её за то, что она не выручила ни гроша. Впрочем, дома тоже было холодно и голодно: они жили на чердаке, где лютовал ветер, хотя большие щели и были заткнуты тряпками.
Чтобы согреться, она робко зажгла спичку. Та вспыхнула, словно крохотная свечка. Девочка представила, что сидит у большой печи и греется, протягивая руки к огню, но скоро спичка погасла.
Она зажгла ещё одну и в отблесках на стене увидела картинку красивого стола с белой скатертью и дорогим фарфором. Там находилось блюдо с жареным гусем. Неожиданно он соскочил со стола и заковылял к ней, но тут спичка снова погасла.
Третья спичка показала ей богатую рождественскую ёлку, но и это видение исчезло. В это время по небу покатилась звезда. Девочка решила, что кто-то умер и его душа отлетела к богу, потому что об этом при виде падающей звезды ей всегда говорила бабушка — единственная, кто любил её в этом мире. Старушка и сама недавно умерла.
Ещё одна зажжённая спичка показала бабушку — в светлом сиянии, добрую, ласковую и просветлённую. Девочка очень хотела бы, чтобы она забрала её к себе. Она знала, что бабушка исчезнет, когда погаснет спичка, как и все видения до этого, поэтому начала зажигать одну спичку за другой, пока они все не кончились в пачке. Стало ярче, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была такой прекрасной и величавой. Она протянула к девочке руки, и вместе они поднялись к богу — туда, где больше нет ни горя, ни голода, ни бед.
Утром окоченевшее тело девочки обнаружили люди: она замёрзла, а вокруг неё лежали сожжённые спички. Но на её губах играла улыбка, на щёчках был румянец. Люди решили, что она просто хотела погреться, и никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты побывала вместе с бабушкой в новогоднюю ночь.
План для пересказа
Святочный рассказ «Девочка со спичками» имеет довольно небольшой объём. Но для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:
- Одинокая девочка на холодной улице.
- Пристанище за углом дома.
- Спички и видения.
- Большая печь.
- Жареный гусь.
- Рождественская ёлка.
- Добрая бабушка.
- Бабушка и девочка счастливо возносятся к богу.
Образ героини
Главная героиня — маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. У неё длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, хотя она и не догадывалась, как они красивы. От холода у неё посинели и покраснели ножки, а в старом переднике лежат спички, которые она продаёт.
Благодаря деталям, упоминаемым в произведении, можно узнать некоторые факты из её биографии. Например, она носила огромные туфли, принадлежащие ещё её матери — значит, её мать, скорее всего, уже умерла. Она живёт с отцом, который бьёт её, если она не может продать товар, поэтому она всегда боится возвращаться домой. Да и сам дом, где она живёт, является всего лишь каморкой на чердаке, где гуляет ветер, а дыры заткнуты соломой и паклей.
Автор не упоминает имени девочки. С одной стороны, это приём типизации, показывающий, что в мире в те годы было немало других точно таких же бедных и несчастных детей, с которыми могла произойти подобная история. С другой стороны, тем самым Андерсен показывает, что жизнь девочки никому не нужна в этом мире, её никто не замечает, её как будто не существует. Он романтизирует героиню, отдаляя её от горожан, которые её не понимают. Найдя утром её окоченевшее тело, они думают, что она умерла в страданиях, хотя на самом деле она была счастлива.
Образ ребёнка и тема детского страдания — нередкое явление в фольклоре и литературе. Центральным героем становится страдающее дитя, без вины виноватое, вынужденное терпеть лишения из-за обстоятельств. Детские слёзы становятся результатом страшной и зачастую несправедливой жизни взрослых.
Девочка одинока и никому не нужна в этом мире. Но она не жалуется на судьбу, она покорно сносит все лишения. Она чиста и непорочна, как ангелочек, верит в бога и искренне любит свою недавно умершую бабушку. Только к ней она по-настоящему привязана и, видя её образ в свете спички, старается удержать её. Судя по всему, именно бабушка научила её вере в бога, поскольку рассказывала ей о падающих звёздах и человеческой душе. Именно это и становится спасением: смерть она воспринимает как благословение, а не как боль.
Роль рассказчика
Роль повествователя в тексте огромна. Он, словно бог, вездесущ, наблюдает за всем происходящим, знает о мыслях и чувствах девочки, даёт краткую аннотацию им, её внешнему виду и поступкам. Он называет её «бедняжка», использует восклицательные предложения, эмоционально сострадая ей, благодаря чему, читая это произведение, к девочке тоже можно почувствовать сострадание и симпатию. Он также указывает, что у неё красивые локоны, но со стороны отмечает, что она и сама не подозревает, как они красивы.
Именно благодаря рассказчику можно увидеть внутренний мир героини. Если бы повествователя не имелось, это была бы просто история, как бедная девочка замёрзла в холодную новогоднюю ночь. Эта точка зрения выражается в словах людей, нашедших её утром: «Девочка хотела погреться». Но автор позволяет узнать о её истинных мотивах и мечтах, написав о её видениях, о бабушке и вечно небесной жизни. Благодаря ему трагическая кончина юной продавщицы спичек озаряется светом и уже не кажется трагедией для неё самой.
Тема и идея
Сказки Андерсена глубоки и философичны, в них причудливым образом переплетаются мудрость, красота, фантазия и правда жизни. Он затрагивает социальные проблемы, которые были важны в его время и актуальны до сих пор. В сочинении «Девочка со спичками» он поднимает темы бедности и человеческого равнодушия.
В произведении словно бы существует 2 мира, контрастирующих между собой: мир богатых и бедных. Для богачей существуют праздник, рождественская ёлка, стол с белой скатертью и жареный гусь. Мир богатых автор описывает мимоходом всего в нескольких моментах: например, когда на девочку во весь опор несутся 2 кареты или когда она представляет новогоднюю ёлку, думая, что она намного наряднее той, что она увидела в сочельник у одного богатого купца, заглянув в его окно.
Мир бедных — ежедневная безуспешная продажа спичек, холодные босые ноги, серая стена, жизнь на чердаке, где гуляет ветер. Но богачи, ездящие в каретах, никогда не заметят маленьких нищих продавщиц спичек и их проблемы.
Главная героиня не виновата, что родилась в бедной семье, но она упорно борется с обстоятельствами. В этом ей помогает вера в бога. Она старается отдалиться от реального мира, уходя в свои прекрасные видения, так как чувствует себя чем-то чужеродным в безрадостной реальности. Ещё один важный смысл произведения — счастье заключается не в материальных благах и даже не в жизни, а в возможности видеть прекрасное и соприкасаться с вечным.
Рассказ учит милосердию, состраданию и добру. Он затрагивает самые глубокие струны души читателей, никого не оставляя равнодушным. Учит не проходить мимо чужой беды. Люди слишком поздно заметили девочку: утром, когда она уже умерла, и решили, что она просто хотела погреться. В новогоднюю ночь же никому не было до неё дела. Возможно, если бы кто-то протянул ей руку помощи, она была бы спасена.
Однако финал произведения можно воспринимать двояко: это зависит от веры человека в бога. Если смотреть со стороны простого обывателя, можно увидеть всего лишь смерть бедной девочки. Но для неё самой гибель — это счастье, возможность воссоединиться с бабушкой и оказаться в идеальном мире, о котором она мечтала в жизни, но не могла даже коснуться его. Возносясь на небеса, где нет холода, голода и страха, она избавляется от всех мирских проблем, поэтому рассказчик-романтик видит финал счастливым.
Жанр, композиция и художественное своеобразие
Жанр произведения — святочный рассказ, который имеет особенности:
- События, происходящие во время праздника. Действие произведения разворачивается в канун Нового года.
- Светлый и радостный финал, в котором происходит чудо. Для девочки смерть — это избавление, бабушка и бог наконец-то забирают её к себе из жестокого мира.
- Традиционное нравственное преображение героя, происходящее, как правило, в 3 этапа.
Основателем жанра святочного рассказа можно считать Чарльза Диккенса с его произведением «Рождественская песнь в прозе», в сюжете которого мрачный скряга Эбенезер Скрудж встречается с тремя духами Рождества и меняется под их влиянием. В «Девочке со спичками» к героине трижды приходят различные видения. Сначала в них реализуются только её физические потребности — тепло у печки и сытость с рождественским гусем, потом — духовные: красота рождественской ели. В конце она видит бабушку, которую настолько сильно хочет удержать, что не жалеет всю пачку спичек.
Композиция произведения:
- Завязка: одинокая девочка бредёт по улице.
- Развитие действия: прекрасные видения.
- Кульминация: попытка удержать бабушку.
- Развязка: счастливое вознесение на небеса и утро, в которое бедняжку находят люди.
Рассказ полностью построен на контрастах. В нём тесно переплетены богатство и бедность, хрупкость и возвышенность девочки и грубость стены, где она видит что-то прекрасное, земные страдания и небесное счастье, запечатлённое в её лёгком румянце и улыбке.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!