Характеристика Марии Троекуровой
Любой художественный текст подвергается анализу как со стороны профессиональных критиков, так и со стороны школьников. Одной из обязанностей учителя является помощь в определении темы и идеи текста, его жанра и средств выразительности. Не менее важным для понимания произведения и мыслей автора является характеристика литературного героя. В шестом классе детям предстоит познакомиться с известным романом А. С. Пушкина «Дубровский», а характеристика Марии Троекуровой является неотъемлемой частью школьной программы.
План характеристики литературного героя
Для того чтобы представление читателя о главном или второстепенном действующем лице в произведении было максимально полным, необходимо проанализировать личность персонажа со всех сторон, определить его черты характера, а также проследить взаимоотношения с окружающими его в рассказе людьми. Примерный алгоритм характеристики персонажа можно структурировать таким образом:
- Место и роль персонажа в художественном произведении.
- Портрет: внешность, одежда, манеры и мимика.
- Речь героя.
- Поступки, черты характера и действия персонажа.
- Связь с другими действующими лицами в тексте.
- Оценка действий героя автором произведения.
- Личное отношение читателя к анализируемому персонажу.
Образ Маши Троекуровой
Одним из центральных персонажей в романе А. С. Пушкина «Дубровский» является юная Мария — дочь богатого помещика Кирилла Троекурова. Девочка рано осталась без матери, что не могло не сказаться на ее психоэмоциональном состоянии. Воспитанием Маши занималась ее няня.
Марья обладала удивительно хрупкой и нежной девичьей внешностью, которая приковывала взоры людей любого пола и возраста. Одни восхищались ее красотой, другие не могли оторвать взгляд от утонченных нарядов главной героини.
Девушка была необыкновенно образованной, отец позаботился о том, чтобы ее окружали самые лучшие из учителей. Немалую роль в ее образовании сыграли книги, семнадцатилетняя Маша Троекурова много времени проводила в библиотеке и в чтении находила свою отдушину. Героиня отличается скромностью и покорностью, не имеет подруг, шумным вечерам предпочитает уединение и прогулки. У читателя складывается впечатление об одиночестве Марьи, ведь родственной души она не видит даже в своем отце, хотя именно отцовскую манеру делить людей на сословия и переняла героиня. Маша пребывает в полной уверенности, что ее любви и внимания достоин только состоятельный и обеспеченный человек, по этой причине личность Дефоржа (за чьим именем прячется Владимир Дубровский) остается для нее незамеченной. Однако спустя время чувства берут над Марией верх и она до беспамятства влюбляется в Дубровского. Внутренний конфликт одного из главных образов в произведении прослеживается именно в любви. Страсть способна толкнуть девушку на безрассудные поступки, однако, дав клятву стать женой Верейского, дочь Троекурова отказывается от собственных чувств и сохраняет свое честное имя. Отношение Александра Сергеевича к героине своего романа можно назвать отеческим. Пушкин ласково называет ее несчастной красавицей и юной затворницей, в его тоне прослеживается жалость и сочувствие к девушке.
Мария Троекурова — сложная и многогранная личность, за внешней робостью и скромностью которой скрывается необычайная сила духа и твердость характера. Ее смело можно отнести к положительным персонажам этого произведения.
Цитатная характеристика Маши Троекуровой
Еще одним способом разобрать личность литературного героя является цитатная характеристика. Уже из названия понятно, что описание внешности, черт характера и взаимоотношений с окружающими людьми будет происходить при помощи кратких выдержек из произведения — цитат. Обратившись к тексту, можно найти дословное описание красоты Маши Троекуровой.
- «…красота ее была в полном цвете…»
- «…Взгляды мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд…»
- «…старый волокита был поражен ее красотой…»
Все эти фразы дают читателю четкое понимание того, какой приятной и манящей внешностью обладает главная героиня романа. Кратко автор описывает, как взгляды знакомых и незнакомых ей людей так и устремлялись к ее личности.
Увлечения и досуг Марии также подробно описывается в произведении. Александр Сергеевич делает акцент на музыкальном и читательском интересе героини:
- «…чтение, прогулки и уроки музыки занимали Марью Кирилловну, особенно уроки музыки…»
- «…Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение…»
Несмотря на способность тщательно прятать свои чувства от окружающих, обезоруживающая сила любви не позволяет героине скрыть трепетные эмоции по отношению к Владимиру:
- «…Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь…»
- «…Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза…»
Характеристика Маши Троекуровой из романа «Дубровский» является обязательной темой для изучения в шестых классах, и школьникам предоставляется возможность на примере интересного произведения научиться давать всестороннюю оценку действиям и поступкам литературного героя.
По мотивам этого произведения существует множество театральных постановок и экранизаций, что может служить дополнительным инструментом в изучении творчества Пушкина и его литературных персонажей. А описание Маши Троекуровой в спектакле или фильме будет иметь большую наглядность, что позволит ученикам провести сравнительную характеристику с оригинальным текстом. Несмотря на высокую оценку пушкинского текста читателями, критики всего мира отнеслись к «Дубровскому» весьма скептически. Литературоведы проводят параллель с зарубежными произведениями схожей тематики, видят идентичность творчеству Вальтера Скотта. А небезызвестная Анна Ахматова назвала эту работу бульварным романом, считая ее ниже других сочинений классика.
Любой художественный текст подвергается анализу как со стороны профессиональных критиков, так и со стороны школьников. Одной из обязанностей учителя является помощь в определении темы и идеи текста, его жанра и средств выразительности. Не менее важным для понимания произведения и мыслей автора является характеристика литературного героя. В шестом классе детям предстоит познакомиться с известным романом А. С. Пушкина «Дубровский», а характеристика Марии Троекуровой является неотъемлемой частью школьной программы.
План характеристики литературного героя
Для того чтобы представление читателя о главном или второстепенном действующем лице в произведении было максимально полным, необходимо проанализировать личность персонажа со всех сторон, определить его черты характера, а также проследить взаимоотношения с окружающими его в рассказе людьми. Примерный алгоритм характеристики персонажа можно структурировать таким образом:
- Место и роль персонажа в художественном произведении.
- Портрет: внешность, одежда, манеры и мимика.
- Речь героя.
- Поступки, черты характера и действия персонажа.
- Связь с другими действующими лицами в тексте.
- Оценка действий героя автором произведения.
- Личное отношение читателя к анализируемому персонажу.
Образ Маши Троекуровой
Одним из центральных персонажей в романе А. С. Пушкина «Дубровский» является юная Мария — дочь богатого помещика Кирилла Троекурова. Девочка рано осталась без матери, что не могло не сказаться на ее психоэмоциональном состоянии. Воспитанием Маши занималась ее няня.
Марья обладала удивительно хрупкой и нежной девичьей внешностью, которая приковывала взоры людей любого пола и возраста. Одни восхищались ее красотой, другие не могли оторвать взгляд от утонченных нарядов главной героини.
Девушка была необыкновенно образованной, отец позаботился о том, чтобы ее окружали самые лучшие из учителей. Немалую роль в ее образовании сыграли книги, семнадцатилетняя Маша Троекурова много времени проводила в библиотеке и в чтении находила свою отдушину. Героиня отличается скромностью и покорностью, не имеет подруг, шумным вечерам предпочитает уединение и прогулки. У читателя складывается впечатление об одиночестве Марьи, ведь родственной души она не видит даже в своем отце, хотя именно отцовскую манеру делить людей на сословия и переняла героиня. Маша пребывает в полной уверенности, что ее любви и внимания достоин только состоятельный и обеспеченный человек, по этой причине личность Дефоржа (за чьим именем прячется Владимир Дубровский) остается для нее незамеченной. Однако спустя время чувства берут над Марией верх и она до беспамятства влюбляется в Дубровского. Внутренний конфликт одного из главных образов в произведении прослеживается именно в любви. Страсть способна толкнуть девушку на безрассудные поступки, однако, дав клятву стать женой Верейского, дочь Троекурова отказывается от собственных чувств и сохраняет свое честное имя. Отношение Александра Сергеевича к героине своего романа можно назвать отеческим. Пушкин ласково называет ее несчастной красавицей и юной затворницей, в его тоне прослеживается жалость и сочувствие к девушке.
Мария Троекурова — сложная и многогранная личность, за внешней робостью и скромностью которой скрывается необычайная сила духа и твердость характера. Ее смело можно отнести к положительным персонажам этого произведения.
Цитатная характеристика Маши Троекуровой
Еще одним способом разобрать личность литературного героя является цитатная характеристика. Уже из названия понятно, что описание внешности, черт характера и взаимоотношений с окружающими людьми будет происходить при помощи кратких выдержек из произведения — цитат. Обратившись к тексту, можно найти дословное описание красоты Маши Троекуровой.
- «…красота ее была в полном цвете…»
- «…Взгляды мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд…»
- «…старый волокита был поражен ее красотой…»
Все эти фразы дают читателю четкое понимание того, какой приятной и манящей внешностью обладает главная героиня романа. Кратко автор описывает, как взгляды знакомых и незнакомых ей людей так и устремлялись к ее личности.
Увлечения и досуг Марии также подробно описывается в произведении. Александр Сергеевич делает акцент на музыкальном и читательском интересе героини:
- «…чтение, прогулки и уроки музыки занимали Марью Кирилловну, особенно уроки музыки…»
- «…Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение…»
Несмотря на способность тщательно прятать свои чувства от окружающих, обезоруживающая сила любви не позволяет героине скрыть трепетные эмоции по отношению к Владимиру:
- «…Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь…»
- «…Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза…»
Характеристика Маши Троекуровой из романа «Дубровский» является обязательной темой для изучения в шестых классах, и школьникам предоставляется возможность на примере интересного произведения научиться давать всестороннюю оценку действиям и поступкам литературного героя.
По мотивам этого произведения существует множество театральных постановок и экранизаций, что может служить дополнительным инструментом в изучении творчества Пушкина и его литературных персонажей. А описание Маши Троекуровой в спектакле или фильме будет иметь большую наглядность, что позволит ученикам провести сравнительную характеристику с оригинальным текстом. Несмотря на высокую оценку пушкинского текста читателями, критики всего мира отнеслись к «Дубровскому» весьма скептически. Литературоведы проводят параллель с зарубежными произведениями схожей тематики, видят идентичность творчеству Вальтера Скотта. А небезызвестная Анна Ахматова назвала эту работу бульварным романом, считая ее ниже других сочинений классика.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!