Анализ стихотворения А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»
Разные темы можно найти в работах Александра Александровича Блока. Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» позволяет не только определить тему произведения, но и увидеть скрытый смысл. Поэт поделился эмоциями от кровавой расправы над рабочими и завуалировано поведал о Цусимском сражении.
Оглавление:
История создания
«Девочка пела в церковном хоре» Блока была написана в 1905 году. Этот период для поэта пронизан революционной тематикой, поэтому его работы были наполнены мятежным духом. Очередная его работа не стала исключением.
Под простым сюжетом скрывается глубокий смысл — Александр Александрович поделился своими чувствами от того, как жестоко были убиты революционно настроенные рабочие.
Но еще одна история скрыта в работе Блока. Анализ «Девушка пела…» позволяет увидеть тяжелые переживания о Цусимском сражении. Поэт расстраивается не только из-за поражения, но и из-за гибели большого количества моряков. Александр Александрович был патриотом и поэтому поражение в русско-японской войне он воспринимал как личное горе.
Стих Блока можно условно разделить на 2 части. В первой поэт дает надежду на светлое и чистое будущее, но во второй уже чувствуется обреченность жизни, которая наполнена кровью и страданием. Избежать этого нельзя, ровно как и предотвратить. Остается только принять как неизбежное и оплакивать.
Краткое содержание
Текст начинается с описания того, как в храме девушка поет об ушедших кораблях, о тех, кто вынужден находиться на чужбине и о том, кто успел забыть радость. Во второй строфе поэт рассказывает, как ее чудесный голос разносился по всей церкви. Прихожане стояли во мраке церкви и внимали ее словам.
Проникновенная песнь заставляла людей верить, что все корабли достигли тихой заводи, усталые люди на чужбине получили покой и умиротворение. Эта надежда позволяла им верить в лучшее. В стихотворении луч солнца словно связывает земную и божественную часть мира. Он тонкий и хрупкий, словно символизирующий, что молитву услышал бог.
Но в четвертой строфе поэт рассказывает, что несмотря на сладкий голос девушки, все не так радужно. У Царских врат плакал ребенок, который прошел Причастие и находится у алтаря.
Ему открылись таинство божье, так как дети являются невинными душами. Он горько плачет, так как понимает: никто не вернется и многие погибнут в кровавом сражении.
Художественные приемы
В своей работе автор использовал разные тропы, которые позволили передать особую атмосферу стихотворения. Это лирическая работа, так как поэт делится личными чувствами и переживаниями. По его мнению, люди могли бы перестать вести бессмысленные столкновения, но они не хотят от этого отказываться.
Поэт использовал нетипичный размер для написания стихотворения — дольник. Для него характерно использование нетипичного чередования ударных и безударных слогов. В итоге получается создать особый ритм.
Блок использовал в работе следующие средства выразительности:
- эпитеты — край предстает чужим, платье белое, заводь стала тихой;
- метафоры — платье поет в солнечном луче, корабли уходят, а голос поет;
- анафоры — несколько строк в стихотворении имеют одинаковое начало.
Поэт не зря использовал образ девушки, а не женщины. Пела в церковном хоре невинная особь, которая символизировала Ангела. В конце стихотворения ребенку становится ясным: никто не вернется, все погибнут и это заставляет его плакать от горя.
Если разбирать кратко работу Блока, можно выделить основную идею — обреченность молитвы. Как бы люди не старались, кому-то придется погибать и проливать кровь. Через ребенка словно сам Бог оплакивает трагедию.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!