Виды стилистической окраски и примеры употребления слов
В русском языке есть лексические единицы, которые можно употреблять в любых ситуациях. Но существуют и те, что предназначены для использования в определённых типах текстов и видах коммуникации. Случаи, в которых уместно употребление, зависят от стилистической окраски слов. Одни имеют позитивный оттенок, другие — негативный, третьи относятся к разговорным, а четвёртые считаются канцеляризмами.
Оглавление:
Суть понятия
К стилистически окрашенным словам относятся не все. Проще всего использовать нейтральные лексические единицы. Такой подход сводит вероятность речевых ошибок к минимуму, но есть ситуации, в которых он неприменим.
Если говорящий или пишущий используют слово в неподходящих обстоятельствах, они рискуют обидеть собеседника или адресата. К некоторым негативно окрашенным языковым единицам можно подобрать стилистически нейтральные синонимы. Возможна и обратная ситуация, когда человек хочет акцентировать внимание на недостатке или неподобающем поведении и с этой целью использует слова, имеющие отрицательный коннотат. Примеры:
- «идти» — «ковылять»;
- «говорить» — «болтать»;
- «смотреть» — «зыркать»;
- «высокий» — «длинный»;
- «худой» — «костлявый»;
- «подвижный» — «вертлявый».
В каждом примере второй объект имеет негативную коннотацию. Языковые единицы, имеющие позитивную окраску, тоже существуют, но их меньше.
Примеры слов с положительным коннотативным значением:
- белоснежный;
- воодушевить;
- непревзойдённый;
- прекрасный;
- замечательный.
В некоторых случаях для придания стилевой окраски используется метод словообразования.
К основе добавляется суффикс, например:
- сыночек;
- дочурка;
- бабуля;
- солнышко.
Чтобы проверить уместность употребления слова, можно заглянуть в словарь, но чаще говорящим и пишущим приходится полагаться на интуицию и опыт. Носителям языка в этом отношении проще, а для иностранцев существуют специальные справочники.
Разновидности стилей речи
Существует несколько функциональных стилей. Внутри некоторых есть разделение на подкатегории.
Для отдельных стилей характерно объединение. К таким можно отнести научно-публицистический. Перечень функциональных стилей:
- разговорный;
- научный;
- официально-деловой;
- публицистический;
- художественный.
Разговорный и научный
Каждому присущи признаки, позволяющие его идентифицировать. Разговорная стилистика отличается простым синтаксисом. Говорящий и пишущий могут пропускать или повторять существительные, прилагательные, глаголы, наречия, междометия и прочие части речи. Широко используются фразеологизмы, просторечные выражения, оценочные и эмоциональные конструкции. Область применения речевого стиля — дружеские беседы, записки, сообщения родным и близким в социальных сетях. Слова, допустимые к употреблению в разговорной стилистике:
- заместо;
- справный;
- сжульничать;
- нынче;
- давеча.
Отдельные группы составляют диалектизмы. Они характерны для отдельных краёв и областей. Диалектными бывают не только слова, но и выражения, представляющие собой общеупотребительные лексические единицы, использованные в непривычном значении или не с теми предлогами, с какими их принято употреблять. Примеры: «пойти по грибы», «скучать за кем-либо», «палец не подобьёшь» (тесно) и т. д.
Научный стиль входит в группу книжных. Его применяют при написании диссертаций, энциклопедий, учебников. Для этого направления характерны точность, конкретика, отсутствие недосказанности и средств художественной выразительности. Распознать такой текст можно по обилию терминов.
Официально-деловой, публицистический и художественный
Официально-деловой стиль близок к научному, но он более регламентированный. Область использования — всевозможные документы. Тексты составляются по шаблонам. Отступать от стандартов нежелательно, но в некоторых случаях допустимо. Термины присутствуют, но их значение должно быть понятно широкой аудитории.
Слова, часто встречающиеся в документах:
- лицо;
- явиться;
- предоставить;
- данные;
- присутствовать.
Публицистический стиль применяется в журналистике. Он экспрессивен, энергичен. В тексте много тропов, эпитетов, метафор и других слов с яркой окраской, допускается использование фразеологизмов, риторических вопросов, обращений. Приемлемы инструменты, с помощью которых удаётся воздействовать на читателя. Средства выразительности подбираются с учётом цели текста. Примеры лексических единиц, уместных в газетных и журнальных публикациях:
- мэр;
- смертоносный;
- начертать;
- онлайн;
- неотъемлемый;
- снизить (напряжённость).
Художественный стиль содержит признаки всех остальных. Они присутствуют в разной степени, и не все сразу, а только те, что уместны в контексте. Примеры слов, допустимых к использованию в художественных произведениях:
- побоище;
- преподнести;
- вопиять;
- дюжий.
Коннотативное значение слов
Слова с коннотативным значением отличаются тем, что по ним можно определить уместность употребления в разных коммуникативных ситуациях. Пример — «сбежать». В разговорной речи, журналистской статье и художественном произведении это слово будет к месту. При составлении докладной нужно подобрать синоним или выражение, близкое по смыслу. Учитель не напишет «Иванов сбежал с урока». Правильнее будет выражение «Ученик самовольно покинул класс».
Для каждого стиля характерны определённые языковые единицы. В научных текстах это термины, в публицистических — устоявшиеся выражения, которые часто называют шаблонами или клише.
С использованием последних нужно быть осторожнее, иначе текст получится «сухим» и неинтересным.
В официально-деловом стиле применяются канцеляризмы. В документах без них не обойтись, но включать такие слова в обычную речь не стоит.
Стилистические ошибки
Ошибочным считается употребление слова не в том стиле, для которого оно предназначено. В статье, рассчитанной на обывателя, неуместно обилие терминов, значение которых известно лишь профессионалам. И наоборот, в научном тексте не допускается использовать просторечные слова и выражения, метафоры, эпитеты и иные средства художественной выразительности.
Разговорная речь, пестрящая канцеляризмами и терминами, воспринимается плохо. Так и научная публикация, содержащая фразеологизмы, разговорные обороты и подобные конструкции, вызовет у читателя усмешку.
Доверия к этому тексту не будет, а значит, он не выполнит свою задачу. Таким образом, все слова можно употреблять, но важно понимать, где они уместны. Если есть сомнения, лучше заглянуть в словарь.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!