Характеристика главных героев в поэме Пушкина «Полтава»
Поэма А. С. Пушкина «Полтава» знакомит читателя с Полтавской битвой. События, относящиеся к истории Российского государства, также нашли отражение в этом стихотворении.
Оглавление:
Знакомство с характеристикой главных героев «Полтавы» необходимо для понимания основной идеи произведения. Все они непохожи друг на друга, а между отдельными из них на протяжении всего сюжета отмечается борьба.
Главные герои
И. С. Мазепа — ключевой герой произведения. Он никто иной, как украинский гетман. Пушкин характеризует его также, как «бодрого старика», к которому у дочери главного судьи Марии разгораются любовные чувства. В. Л. Кочубей — отец Марии, влюбленной в Мазепу, генеральный судья, заправляющий делами на Украине; казнен Мазепой за то, что перешел на сторону Петра. Любовь — супруга Кочубея. Прочие персонажи:
- Мария Кочубей — главная героиня поэмы, дочь судьи, влюбленная в гетмана. Известно, что в качестве прототипа героини автор выбрал образ Матрены — дочери В. Л. Кочубея.
- Петр Великий — российский государь.
- Карл XII — король Швеции.
Главный герой поэмы — гетман Иван Мазепа, т. к. все линии сюжета сходятся в одной точке, которой и является его образ.
Этот «мрачный» человек стал возлюбленным дочери генерального судьи Марии, которая является главным персонажем среди женской части героев.
Детальный портрет персонажей
Антагонистом Мазепы является Кочубей. Этот персонаж создан Пушкиным в пространстве романтической интриги — Мазепа женится на своей крестнице Марии, невзирая на отказ родителей. Отец девушки решает отомстить — он доносит Петру сообщение о государственной измене украинского гетмана. Тот не верит в его рассказ, но о доносе становится известно Мазепе, и тот приговаривает Кочубея к смерти. Мария сходит с ума из-за произошедшего.
Кочубей исполняет в повести «служебную» роль отца, который борется против незаконной любви своей дочери. Известно, что его образ взят с реального человека — генерального украинского судьи петровских имен В. Л. Кочубея. Однако Пушкин несколько украсил персонажа дополнительными характеристиками, придав ему могущества, страстности характера, духовной и физической силы.
Кочубей совершил донос на Мазепу исключительно из желания отомстить, но никак не из верности «долгу». В мести за свою дочь он видел смысл оставшейся жизни. Судья действовал решительно и холодно, даже собственную казнь принял гордо и достойно.
Несколько героев являются сомасштабными главному, остальные же занимают второстепенные роли. Это и злая жена, которая поддерживает мужа в его злодеяниях, и юный казак, влюбленный в Марию до беспамятства. Но характеры этих персонажей изображены слабее, мельче, чтобы на их фоне продемонстрировать объемную фигуру главных героев «Полтавы» Пушкина.
На протяжении большей части повести Кочубей являлся антагонистом Мазепы.
И только после казни героя и его помощника Искры в качестве антагониста начал выступать сам Петр Великий, который боролся с Мазепой не из личных мотивов.
Роль Мазепы в поэме
Мазепа никогда не показывает окружающим свои внутренние эмоции. Он уже достаточно стар и научен быть осторожным, хитрым и твердым в своих решениях. Он равнодушен ко всему, кроме власти. Его не беспокоит ни свобода, ни Отчизна. И даже когда он горячо клянется Марии в любви, это всего лишь ложные слова.
Однако, потеряв Марию, Мазепа в этот момент словно утратил и какую-то невидимую опору в своей судьбе, «источник» своего политического влияния. Парадокс еще и в том, что, победив Кочубея, он обрек себя на поражение перед Петром. Когда гетман впал в зависимость от русского государя, он перестал быть самостоятельным и стал зависеть от слабохарактерного Карла.
Автор выделил сцену, где Мазепа с Карлом с позором убегают с поля сражений и проезжают разоренное имение Кочубея. А в финале Мазепа встречает Марию, которая, став безумной, начала размышлять по-детски: «Я принимала тебя за другого/Тебя, старик». Идеального же мужа и властителя она обнаружила в Петре, с которым встретилась после Полтавской битвы.
Характеристика Марии
Мария Кочубей является главной героиней произведения. Ее прототипом выступила реальная девушка — дочь судьи Кочубея, которая сбежала с гетманом Мазепой вопреки воле родителей. Отличие образа героини от ее прототипа состоит в том, что настоящую девушку звали Матрена, а героиня получила имя Мария.
Если сравнить пушкинскую и байроновскую Марию, отличия станут очевидны — у Байрона героиня изображена стройной, свежей, с белой пышной грудью, достаточно уверенной в себе и горячей любовницей, а у Пушкина — это наивная и пылкая девушка, которая до последнего не знала о задумке возлюбленного.
Мария в пушкинской поэме наивна донельзя. Ее действия обусловлены исключительно одним чувством — любовью. Хронология основных событий в поэме с ее участием:
- Сначала она испытывает привязанность к родному отцу и хочет быть только с ним рядом.
- Ее затмевает любовь к мрачному и властному старику Мазепе, который к тому же являлся ее крестным.
- Поскольку ее родители были категорически против такого союза, Мария решается на бегство из родного дома, чтобы только быть рядом с любимым.
Пушкин «заставляет» героиню провести мирную ночь перед казнью отца. Мария романтична и наивна, такой образ очень «удобен» автору для построения сюжета. Мазепа смог порассуждать о любви и власти в одиночестве, когда та спала. Также автор сумел достичь эффекта внезапности, когда супруга Кочубея врывается в дом Мазепы и умоляет его помиловать приговоренного. Удобен образ наивной Марии и тем, что она за счет своего незнания и длительных размышлений упускает драгоценное время — когда дочь явилась на место казни, отец уже был мертв.
Мария снова бежит, но в этот раз — из дома Мазепы. Она теряет рассудок, когда, наконец, видит реальность произошедшего. Мария потеряла смысл жизни, который до этого находила в любви.
Девушка появится еще в финале поэмы для вынесения страшного исторического приговора Мазепе, после чего переходит в вечную народную память. В последних строках Мария навеки прописывается в песне седого бандуриста.
«Беззаконная любовь»
Вполне естественной является «Петровская» тема в поэме. Любовь Марии и Мазепы развивалась в период, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра». Без включения в поэму российского императора невозможно было бы выстроить сюжет: именно он допускает чудовищную ошибку, когда распоряжается переслать донос Мазепе. Как результат, Кочубей гибнет, а его дочь становится сумасшедшей.
Но, как бы то ни было, тема и персонаж — совершенно разные вещи. До тех пор, пока Петр присутствует в тени сюжета поэмы, силы расставляются в ней, согласно байроновским правилам. Антагонистом Мазепы выступает отец Марии Кочубей, а главный конфликт имеет любовно-психологическую основу. Но когда Петр становится действующим лицом (в 3 части поэмы, в момент описания Полтавского сражения с Мазепой и Карлом XII), в пропорциях сразу же происходят перемены.
Мазепа перестает быть любовным героем и получает роль антагониста Петра. В свою очередь, Кочубей перестает быть противником Мазепы и остается трагически погибшим союзником Петра, ведь, несмотря на совершенную ошибку, он все же признал свою вину.
В этот момент множественные эпитеты, использовавшиеся автором для характеристики Мазепы, начинают быть художественно-идеологическими.
Российский государь Петр
Он наделен Пушкиным сильным характером, как и все остальные главные действующие лица поэмы. Исключением является только Карл. Его характер описан в «Медном всаднике». Император получает в поэме следующую характеристику:
- Для Петра не было неопределенности и неяркости чувств: если он был зол, то зол, а если весел, то весел.
- Есть и то, что отделяет Петра от других главных героев повести — им движет и его вдохновляет не месть и не жажда власти, как в случае с Кочубеем и Мазепой.
- Главная цель для него — строительство великого и сильного государства.
Петр совершил трагическую ошибку, когда принял решение сообщить о доносе Кочубея, что привело к его гибели. Однако это была именно ошибка, а не преднамеренное преступление. Этот факт не снизил величие образа Петра.
Жанр «Полтавы»
Делая анализ «Полтавы», можно определить ее жанр и как романтическую новеллу, и как героический эпос. Эта двойственность обусловила многофигурность композиции. Но при этом все линии сюжета сведены в образе Мазепы — главного героя поэмы.
После отказа отца Марии в свадьбе с Мазепой, девушка покидает родные стены и сбегает к любимому. В ответ на это ее родители затевают месть. Однако результатом доноса на Мазепу становится гибель самого Кочубея, так как гетман узнал о его планах. После казни отца Мария лишается рассудка.
Наряду с любовной интригой, явно прослеживаются политические моменты. Мазепа долго и осторожно ведет подготовку к политической измене Петру. Он организовывает тайные встречи со Швецией, Варшавой, Бахчисараем, но в конечном итоге терпит крах в Полтавском сражении. Мазепа является антагонистом Кочубея как герой новеллы (1 и 2 часть) и антагонистом Петра как герой эпоса (3 часть). Однако в обоих случаях Пушкин подчеркнул его энергичный, мстительный и властолюбивый характер.
Видение автора
А. С. Пушкин увидел необходимость в выстраивании параллельных описаний: он подробно охарактеризовал образ Мазепы и Петра перед боем, Мазепы после смерти Кочубея, Петра после победы в Полтавской битве. За счет таких параллельных описаний автор сумел продемонстрировать различие в представленных читателю образах.
Если один одержим властью и воспринимает ее как орудие насилия (Мазепа), то другой использует власть в качестве инструмента для общегосударственного творчества. Мощь Петра подчеркивает силу всей империи, его образ автор связывает с рождающимся светом. В то же время Мазепу Пушкин сравнивает со стихией ночи. И это свидетельствует об одном: Петр — идеальный герой исторического эпоса.
Таково описание стихотворение «Полтава» кратко для читательского дневника. В школе это произведение проходят в 7 классе.
Ученики на основе изученного пишут сочинение, в котором описывают, почему главные герои совершали те или иные поступки или мыслили соответствующим образом.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!