Правда Обломова: историко-философский смысл романа
В течение столетий люди рассуждали на тему того, как правильно жить, к чему стремиться. Эта проблема поднимается и в романе «Обломов» И. А. Гончарова. В нем описываются два практически противоположных характера, два человека с разными стилями жизни, привычками и стремлениями. В противостоянии этих характеров и раскрывается историко-философский смысл романа «Обломов».
Оглавление:
Штольца связывает с главным героем произведения давняя дружба. Но если Штольц живет в постоянном движении, много работает и общается, ставит цели и достигает их, то Обломов отказался от какого-либо развития в своей жизни. Он мечтает, размышляет, чувствует, но совершенно ничего не делает.
Илья Ильич часто не способен заставить себя совершить самые простые действия или даже отдать нужные распоряжения своему слуге Захару. И только воображение Обломова постоянно чем-то занято. Деятельный Штольц никак не может смириться с образом жизни друга и старается как-то растормошить Обломова, заставить его встать с родного дивана. К сожалению, все его попытки обречены на неудачу.
Формирование характера Обломова
Почему же Обломов стал таким, его ли это вина? Ведь в детстве герой был вполне нормальным ребенком — веселым, активным и любопытным, таким он вспоминает себя в главе «Сон Обломова». Но именно воспитание наложило сильнейший отпечаток на его личность, превратило в пассивного созерцателя, пределом мечтаний которого стала вкусная еда.
- Жизненный уклад в деревне. В родовом имении Обломовых время как будто остановилось, люди и разговоры одни и те же, и хозяева, и крестьяне живут однообразно, скучно, но не желают перемен. Обломовцы словно застряли во времени и не интересуются ничем, кроме банальных хозяйственных хлопот и толкования снов. В тексте главы про сон, впрочем, и обычная российская природа, окружающая деревеньку, преподносится так, как будто ее спокойствие и предсказуемость принимают участие в формировании обломовского характера.
- Безделье и излишняя опека. Главной причиной была постоянная праздность, в которой жили родители Илюши и к которой приучали и его, а заботливая нянька целыми днями старалась пресекать его попытки узнать новое, сделать хоть что-то нестандартное. Чего стоит, к примеру, ироничная презентация Обломова-старшего: «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем». И хотя простые люди вокруг мальчика занимались хоть и нехитрыми, но полезными делами, он сам, маленький барин, был приучен также только смотреть на это, но не участвовать.
- Равнодушие к образованию, которое заменяют сказки. Чтение и какая-либо учеба не были в почете в семье Обломовых, зато ему постоянно рассказывали сказки, в которых все легко осуществлялось без труда, благодаря чудесам.
В итоге естественные стремления к знаниям и активной деятельности постепенно оказались подавлены и забыты. И пусть Илюша и был позже направлен на обучение просто потому, что так было принято, но никакой особенной жажды познания он там не проявлял.
Сон, вкусная еда, неторопливые размышления о людях и событиях, покой и мечты — вот и вся «философия», которая есть в образе жизни Обломова. Его мечты меняются с возрастом, но он по-прежнему не может предпринять никаких действий, чтобы они сбылись. Он стыдится «барина» внутри себя и сам осуждает это, но ничего не может исправить. Обломов все больше разочаровывается в жизни и чувствует все больше безразличия к тому, что раньше его волновало.
Сердечные дела
Читатель может наблюдать развитие отношений главного героя с двумя женщинами — сначала с Ольгой, и в этом случае имел большое влияние Штольц, а потом с хозяйкой своего съемного дома Агафьей.
- Первая, как и Штольц, стремилась перестроить привычки Обломова и его отношение к жизни, разбудить его. Она видела в этом свою высокую миссию, которая затем оказалась неосуществимой. Промелькнувшая между ними влюбленность длилась недолго, а дальше по инерции какое-то время тянулись отношения, тяготившие обоих. «Обломовщина» все больше перевешивала романтичность в душе Ильи Ильича, и это не могло устроить Ольгу.
- Агафье же вполне подходили лень и апатия своего возлюбленного, с домашними делами она справлялась сама, а к умственной деятельности или обзаведению знакомствами и не стремилась. Одно его присутствие уже избавило ее от одиночества, и забота о нем, как о большом ребенке, принесла смысл в ее жизнь. При этом она, в отличие от Ольги, искренне полюбила Обломова и действительно смогла создать для него ту обстановку, в которой ему было хорошо и комфортно — о нем заботились, и ему не нужно было самому заниматься проблемами.
Особенности философии
В период проживания с Агафьей окончательно сформировалась философия покоя Обломова, которая заключалась в том, что одним людям предназначено судьбой переживать тревоги и потрясения, а другим — выразить именно спокойную сторону жизни. По философии Обломова, сам он как раз из тех, кто создан для подобного мирного существования, поэтому живет по-своему верно.
При этом временами Илья Ильич все же осознавал бесцельность прожитых лет, плакал и винил себя. И легче всего вынести вердикт, что прожил он жизнь бессмысленно и не реализовал заложенные в нем таланты, и именно такими показывающими основу философии Обломова цитатами пестрят сочинения и рефераты, однако все не так просто. Вопрос о смысле жизни до сих пор остается открытым. И нельзя ответить кратко и однозначно, большее ли значение приобретает жизнь тех, кто всю ее проводит в кипучей деятельности.
Обломов не только ленив и мечтателен, он еще и очень порядочен и добросердечен. Именно его чистое и доброе сердце расположило к нему Штольца, который еще в юности распознал в нем человека не пустого, а имеющего высокие идеалы и способного понимать и переживать очень сложные вещи. Будучи такой тонкой, ранимой, глубокой личностью, Илья Ильич пугается суеты, царящей в обществе.
В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?
Ему чужды интриги и сплетни, он хочет держаться от всего подальше. Казалось бы, можно не участвовать в том, что считаешь недостойным, и гнуть в жизни свою линию. Но для этого нужен сильный характер, а характера герою романа как раз катастрофически не хватало.
Глобальные вопросы в мыслях героя
Сочетание душевной глубины с ужасающим безволием и апатией сделало Обломова «лишним» человеком, неспособным занять в обществе хоть какую-то нишу. При этом рассуждения его о бессмысленности многих видов деятельности не так уж неразумны, мысли такого рода нередко могут приходить в голову и более энергичным людям.
" Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?"
В вечном споре со Штольцем Обломова нельзя назвать однозначно неправым. Деятельность сама по себе может так же не нести смысла, как и бездействие, и вся бесконечная людская активность на уровне целой цивилизации может оказаться совершенно бесполезной и ненужной. Эти мысли главного героя составляют важную часть философско-исторического смысла романа «Обломов».
Как бы ни превозносился прогресс, какой ни был достигнут уровень развития цивилизации, он не избавляет человечество от проблем, на смену старым приходят новые, и даже те работы и исследования, что кажутся однозначно исторически полезными, могут явиться просто бестолковым бегом белки в колесе, если посмотреть на них с другой стороны.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!