Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид»
Федор Иванович Тютчев — великий классик русской поэзии. Он писал пейзажную, интимную и философскую лирику, а также выражал в своих строках любовь к отечеству. Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид» поможет ученикам понять смысл и основную идею поэзии, вложенную в нее автором. А также поспособствует успешному составлению конспекта по творчеству поэта и оформлению презентации.
Оглавление:
История создания
Это произведение относят к раннему периоду творчества Федора Ивановича. Конкретная дата написания неизвестна, но литераторы утверждают, что оно было написано не позднее апреля 1836 года. На это косвенно указывают определенные особенности стихотворения, которые были присущи раннему Тютчеву.
Впервые стихотворение было опубликовано в 1876 году, после кончины поэта. Сам автор при жизни не посчитал нужным печатать его. Написание поэзии тесно связывают с философским направлением, которым увлекался Тютчев, он любил работы Фридриха Шеллинга.
Тема и идея
Главная тема стихотворения — природа и человек. Именно их совместное сосуществование описывает поэт. Он одушевил природные явления, поскольку верил в наличие у них души. Эта мысль явно прослеживается в строках «Еще земли печален вид». Проводя параллель между человеческой душой и природой, Федор Иванович создает удивительную картину.
Сделав тщательный анализ «Еще земли печален…» Тютчева, можно проследить идею автора — показать, что природа и человек должны существовать в гармонии.
Ведь человек все чаще начинает забывать о том, что в этом мире все взаимосвязано и все живое на планете едино и зависит друг от друга. А природа — кормилица человека, и поняв ее, можно будет разобраться в большей части проблем, беспокоящих людей.
Композиция произведения
Стих был по теме и строению поделен автором на две равноправные части.
Первая часть состоит из двух строф, в которых описывается природа, что только начала оживать после зимней спячки. Из этого следует, что Федор Иванович пытался литературным способом написать рисунок, отображающий примерно начало марта. Ведь весна еще полностью не вступила в свои права: все еще вся земля укрыта снегом, но автор при помощи повторения слова «еще» показывает, что это скоро закончится. Земля уже готовится к пробуждению.
Вторая часть состоит из двух последних четверостиший. В них поэт философствует, он отступает от темы природы и описывает душу человека, которая точно так же пробуждается. При помощи этого приема Тютчев показывает родство между природой и человеческим нутром, их удивительное сходство.
В стихе также присутствует второй план — автор сравнил приход весны на землю с началом любви, ее возникновением между двумя людьми. Это происходит неявно, однако две строчки, завершающие произведение, показывают, как эта параллель беспокоит его воображение. Тютчев показывает, что чувство любви, поглотившее душу человека, подобно весне, что пробудила землю от зимнего сна. Эту идею подчеркивают использованные творцом глаголы — все они связаны с нежностью и дополняют выстраиваемую автором картинку, создавая целостную композицию.
Природа и сам человек выступают лирическими героями стиха, что радуются приходу нового времени года. Весна же в произведении символизирует романтику и период особых мечтаний.
Жанровые особенности
Произведение относится к пейзажно-философской лирике. Поэт считал природу одушевленной. Поэтому поэзия словно состоит из двух частей:
В первой автор описывает виды природы, а во второй связывает пейзаж со своими философскими размышлениями.
Поэт считал, что понять весь смысл природы — выше сил человека, но он все равно должен пытаться это делать. Это свое мнение он отразил и в стихотворении.
При написании поэзии мастер использовал четырехстопный ямб. Кольцевая рифмовка и чередование мужской и женской рифмы позволяют читателю легче воспринимать весь смысл стихотворения. При помощи этого Тютчев также помещает определенную мысль внутрь каждой отдельной строфы, делая произведение уникальным и необычным.
Средства выразительности
В своем стихотворении «Еще зимы печален вид» Тютчев применил много художественных приемов. Они помогают провести параллель и сопоставить внутреннее состояние человека и природы. В поэзии были использованы:
- метафоры — «дыхание воздуха», «земли печален вид», «сон души человека»;
- эпитеты — «женская любовь», «редеющий сон»;
- олицетворения — «природа улыбнулась».
Употребление каждого из них придает произведению красоту и делает его уникальным, неповторимым. Все они делают стихотворение более живым и помогают читателю воссоздать перед глазами иллюстрации, что рисовал перед собой автор, понять его мысли и посылы.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!