Теория познавательной деятельности человека и её примеры
Задача познания окружающего мира стоит перед любым живым организмом, только появившимся на свет. Понимание основных природных законов и процессов жизненно необходимо для взаимодействия с окружающей средой. Растянутость во времени познавательной деятельности у человека обусловлена сложным анатомическим строением нервной системы.
Оглавление:
Методы познания
Существуют несколько основных методов познания окружающей среды.
Условно им можно дать следующую характеристику:
- пассивный (посредством книжного обучения и внимания чужому опыту);
- прямой или чувственный (лежит в основе приобретения собственного опыта);
- абстрактный (путём включения воображения, создания теорий и гипотез).
Каждый из них имеет место в жизни человека и обладает своими преимуществами. Пассивный метод считается наиболее лёгким и менее трудозатратным, чем остальные. Главным минусом его является то, что восприятие информации происходит не по всем каналам, а только по зрительному или слуховому (чтение книги или просмотр видео).
В этом плане получение собственного опыта будет в приоритете, т. к. будут работать все органы чувств у человека, вплоть до тактильных ощущений.
Это будет способствовать более эффективному закреплению знаний с последующим беспрепятственным их воспроизводством. К тому же чужой опыт не гарантирует достоверности описываемого и не исчерпывает всю глубину какого-либо вопроса.
Абстрактные знания
Наиболее сложным, но вместе с тем дающим неограниченные возможности приёмом является такое понятие, как абстрактное мышление и выдвижение теорий. Оно широко используется в различных отраслях науки (психология, литература), но весомое значение ему придаётся в астрономии. Некоторые глубинные загадки этой науки невозможно раскрыть с помощью непосредственного опыта.
Неизбежно приходится делать предположения и выдвигать теории на основе определённых предпосылок и имеющихся сведений. Таким образом, функция этого метода заключается в познании того, чего нельзя увидеть.
Это ценнейшая возможность человека, т. к. именно благодаря ей люди могут делать прогнозы, тем самым разрушая его неизвестность.
Все такие прогнозы имеют несколько слагаемых:
- сведения о прошлом опыте;
- логическое рассуждение;
- понимание законов природы.
Располагая этим, можно ориентировочно предсказывать развитие некоторых событий исходя из прошлых знаний и закономерности явлений. Очень часто происходят ошибки и это неудивительно, ведь необходимо учитывать большое количество факторов, что не всегда бывает под силу человеку.
Работа над ошибками
Всем известна поговорка «Зачем изобретать велосипед?» Она ярко иллюстрирует суть особенностей человеческого ума, одной из которых является способность передавать накопленный опыт. Человеческая цивилизация была бы невозможна без этого. Благодаря этому можно «притянуть за уши» время, т. к. не нужно утруждаться и тратить его на выяснение/создание чего-либо. Предки достаточно поработали и оставили своё наследие, которое теперь можно подвергнуть анализу и исправить в нём имеющиеся недочёты.
Всё развитие, в том числе и промышленное базируется на этом. Если научно, то главное правило любого развития заключается в невозможности последующих открытий без существования предыдущих. По этой причине некоторые науки остановились в развитии и приобрели статус «мёртвых». К одной из них относится анатомия человека.
На протяжении длительного времени, смены поколения учёных и непрерывного учёта изученного пополнялась база анатомических сведений, в результате чего все неясности строения человеческого организма были исчерпаны.
Роль передачи опыта
Сам по себе человек не является умным, если рассуждать более широко и кратко. Всё, что он имеет и большая часть знаний, которыми обладает есть труды всего человечества. Отсюда можно сделать вывод, что поодиночке они бы не смогли создать что-нибудь более или менее существенное, т. к. жизнь слишком коротка для этого.
Только путём письменной фиксации учёным своих трудов можно передать эстафету другому поколению, чтобы оно разобралось в том, в чём ему не хватило времени.
Эти труды могут быть оставлены не только в письменном и информационном виде.
Они также могут приобретать и другие формы и включать:
- живопись;
- изобретения;
- общественное устройство;
- продукты селекции (породы животных и сорта культурных растений).
Основной минус книг — субъективизм описываемого — легко устраним путём увеличения количества их чтения. При таком подходе можно составить для себя вполне достоверную картину.
Учебник является волшебным инструментом и так называемой машиной времени, которая позволяет прокатить нас по различным временам и примерить на себя другие жизни. По сути, в этом и состоит её основная ценность.
Совмещение подходов
Опасным моментом самообучения и саморазвития будет выбор какого-либо одного подхода к познанию. Если читать только книги, можно до того утомить свой ум пленом бездействия, что это приведёт только к общей и бесполезной эрудированности. Таких людей обычно называют учёными сухарями. Они способны блеснуть в обществе знанием определённых сведений, и у них, что называется, набит язык на чужие фразы и цитаты. но сами они мало чего придумали в жизни и очень бедны умением самостоятельно находить закономерности и делать выводы.
Никакой из подходов не должен превалировать, только тогда можно составить более или менее объективную оценку миру и делать правильные решения. К примеру, очень полезно не просто бесцельно путешествовать и жадно хватать впечатления, но и параллельно с этим вести дневник замечаний или же, ещё лучше, целенаправленно работать над каким-нибудь проектом.
Значение памяти
Если память отдельной личности заключена в мозговых отделах, то память всего человечества составляют мировые книжные труды и вообще всё, что его окружает. Любой предмет быта, даже самый простой, был некогда впервые создан на основе знаний нескольких людей. По этой причине один человек не может быть признан изобретателем чего-либо. Он лишь сумел правильно организовать, направить и совместить имеющиеся знания на определённом этапе, объединив их в единое целое.
По вполне понятным причинам никакой прогресс невозможен был без способности человеческого мозга запоминать огромные объёмы информации и оперировать ими с помощью мыслей. Если мышление предшествует формированию вывода о каком-либо явлении и созданию точки зрения, то память предшествует мышлению и является его базой. Её можно сравнить с инструментальным ящиком плотника, где есть всё необходимое мастеру. С его помощью он может смастерить и отремонтировать всё что угодно, но голыми руками он ничего не сделает.
Поэтому всякие абстрактные размышления без твёрдой почвы под собой (фактов, закономерностей, определений) бесплодны и приведут только к рождению так называемых больных фантазий.
От природы человеку даны все инструменты для восприятия и осмысления происходящего, и нецелесообразно, приводя тот же пример, забивать гвозди топором, если есть молоток.
Жизнь как учебник
Наблюдательный глаз всегда найдёт себе пищу для размышления. Любому природному явлению и событию можно найти объяснение и выявить точку, откуда может начинаться его развитие. Конечно, для этого необходимо иметь в распоряжении цепь факторов, ему предшествующих. Народные мудрости и приметы, к слову, и строились на этом, когда человек подмечал некоторые закономерности и связи между отдельными явлениями, на первый взгляд казавшиеся никак не связанными между собой.
Несмотря на течение времени, нужно стараться поддерживать в себе любопытство и внимательность к окружающему миру. Людям знающим и, что немаловажно, понимающим природные законы легче ориентироваться в жизни, чем слепо живущим и не проявляющим ни к чему интереса невеждам. Умение наблюдать и проводить причинно-следственные связи избавит от страха неизвестности и подарит хотя бы малую часть контроля над своей жизнью в нашем труднопредсказуемом мире. Для развития подобных качеств в школе преподается предмет обществознание.
Иногда жизнь сама преподносит свои уроки, но зачастую люди оказываются невнимательными учениками в её классе. Мудрость поколений, научные знания, интуиция в совокупности с логикой рассуждения станут ключами к решению каждого аспекта проблемы.
Умение расшифровывать с помощью этого случившиеся в нашей жизни казусы позволит докопаться до истины и в будущем спрогнозировать предполагаемое развитие событий.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!