Пример сочинения по картине «На пашне. Весна» Алексея Венецианова
Знаменитый русский художник Алексей Гаврилович Венецианов родился 18 февраля 1780 года в Москве. Его предки были купцами, которые переселились в начале XVIII века в Россию из Греции. Сочинение по картине «На пашне. Весна» Венецианова, представленной в экспозиции Третьяковской галереи, должно рассказывать о периоде жизни живописца, проведённом в селе Сафонково, где и было написано знаменитое полотно.
Оглавление:
Творческий путь живописца
Писать портреты Венецианов начал ещё во время учёбы в Московском пансионе под руководством неизвестного художника-самоучки. Служебную карьеру живописец начал в Санкт-Петербурге помощником землемера. В 1819 году Венецианов оставил службу и переселился в Тверскую губернию, в свою усадьбу.
Художник учился у великого портретиста В. Л. Боровиковского, но выписывать лица не очень любил. Портреты в его исполнении по художественной ценности значительно уступают пейзажным работам. Живописец достиг вершин творчества в изображении русской природы и крестьянского труда.
Картина «На пашне. Весна» по праву считается шедевром национального искусства. Полотно небольшого размера (51,2 x 65,5 см) неизменно привлекает к себе внимание ценителей живописи.
«На пашне. Весна» — первая из серии трёх картин, посвящённых полевым работам. Другие картины цикла: «На жатве. Лето» и «Сенокос» тоже принадлежат Третьяковской галерее. К наиболее известным сельским работам мастера относятся:
- «Гумно».
- «Крестьянка с косой».
- «Захарка».
- «Крестьянские дети в поле».
Живописец считается родоначальником русской бытовой живописи, которая впервые была представлена полотном «Очищение свёклы». В 1811 году Венецианов стал академиком Императорской Академии художеств, а в 1830 году удостоился звания придворного живописца.
В селе Сафонково художник открыл школу живописи, в которой учил способных молодых людей, многие из них были крестьянами. Деньги от продажи картин он часто тратил на школу, что привело к разорению и продаже части земель. Погиб Венецианов 4 декабря 1847 года в результате несчастного случая.
Описание картины «На пашне. Весна»
Центр притяжения полотна — фигура красивой нарядно одетой крестьянки. Она царит на земле и в небе. Специально для создания парящей воздушной фигуры мастер занизил горизонт и выписал героиню на фоне белёсого неспокойного небесного свода, по которому плывут перистые и кучевые облака. На крестьянке красивый кокошник и лёгкий просвечивающий сарафан. Она опирается только на одну ногу и всем корпусом подаётся вперёд. Этот порыв, движение придают полотну символический оттенок.
По пашне ступает босыми ногами не простая деревенская жительница, а Весна, пришедшая на поле, чтобы пробудить землю и открыть кладовую плодородия. Женщина ведёт за собой двух лошадей, которые тянут борону. Работа не кажется тяжкой. Начало пахоты — праздник для всей округи, народ вышел в поле. Вдалеке, на линии горизонта, движется крестьянка с парой лошадей, а перед ними виднеется ещё одна борона. Картина передаёт романтическое сообщение, что, наконец, пожаловала весна.
Слева у края полотна автор изобразил маленького ребёнка, сидящего на подстилке и играющего камешками и сучками. Мать повернула голову и смотрит всё ли в порядке. Пол младенца определить трудно, но похоже, что это мальчик.
Деревенские жители всегда брали детей в поле. Дома оставлять было не с кем. Все, от мала до велика, работали в страду от зари до зари.
Художественные средства
Композиция полотна призвана подчеркнуть объём и пространство. Деревья на переднем плане, лошади, борона — всё находится на линии горизонта. Это визуально расширяет пашню и отдаляет кромку леса. Центральные фигуры крестьянки и лошадей ярко подсвечены и выделяются на фоне более тёмного низа картины.
Освещённость пашни тоже меняется. Поле светлеет по мере удаления от зрителя и из коричневого становится светло-жёлтым у кромки леса. Небо у горизонта обесцвечивается и оттеняет вершины деревьев, ограничивающих пространство поля со всех сторон. Маленький островок с молодыми деревцами и не выкорчеванным пнём придаёт равновесие композиции и делает её законченной.
Тона картины неяркие. Колорит построен не на контрастах, а на плавных переходах цвета. Лошади, пашня и даже трава у кромки поля выдержаны в желтовато-коричневых тонах. Только фигура крестьянки, её цветной сарафан и красный кокошник вносят сочные тона в центр полотна.
В основе творения автора сочетаются романтика и жизненная правда. Именно соединение противоположных мотивов позволило Венецианову создать шедевр на основе простой бытовой сцены.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!