Тема родины в творчестве Анны Ахматовой
Тема родины в творчестве Ахматовой эволюционировала с течением времени. Поэтесса жила и творила в период тяжелейших общественных потрясений. Революция, гражданская и мировые войны наложили серьезный отпечаток на ее творчество. Сочинение на данную тематику должно охватывать как ранние, так и поздние произведения великой поэтессы.
Оглавление:
Родина в ранней лирике Ахматовой
Лирика Ахматовой с годами становилась сложнее и многогранней. Всего Анной Ахматовой было написано 5 сборников:
- «Вечер»;
- «Четки»;
- «Белая стая»;
- «Подорожник»;
- «Anno Domini MCMXXI».
Первые сборники «Вечер» и «Четки» — лирический дневник, пронизанный интимностью и юношеским пессимизмом. Это любовная поэзия, наполненная женским изяществом, невинностью и страданиями о неразделенной любви. И можно было бы подумать, что стихов о родине в ранней лирике нет, если не цикл «В Царском Селе», вошедший в сборник «Вечер».
Воспоминания о детстве и юности связаны с Петербургом. Милые сердцу пейзажи и места, куда хочется вернуться, где ее помнят даже предметы. Именно в Царскосельском цикле прозвучали первые нотки о любви к родному краю.
Дальнейшее развитие тема получает в стихотворении «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…» 1913 года. Оно стало истоком развития темы родины в лирике Ахматовой. Здесь впервые звучат деревенские мотивы, определяющие облик сельской России. Поэтесса противопоставляет себя и свое состояние народу, собственную «неволю», «томление» сравнивает с «просторами» и «спокойными бабами». Лирическая героиня испытывает чувство трагической вины перед народом.
Так происходит осмысление не только своей, но и народной судьбы. Тема пока недосягаема для поэтессы, но ощущается естественное стремление к ней. В стихотворении «Лучше б мне частушки задорно выкликать…» Ахматова переживает, что дворянское происхождение мешает сближению с народной Россией.
Патриотизм в сборнике «Белая стая»
Гражданских или политических стихов в «Белой стае» нет. Война как страшная национальная трагедия, острая боль переживания за судьбу страны — главные мотивы стихотворений. Сквозными образами проходят через сборник боль, смерть, кровь, страх.
Июль 1914
Начало Первой мировой войны стало переломным моментом в творчестве Ахматовой. Поэтесса откликнулась пророческим стихотворением «Июль 1914». Это был ее первый отклик на историческое событие. Интересно, что произведение было написано за несколько дней до объявления войны. Современники поэтессы утверждают, что она действительно обладала даром провидения. «Одноногий прохожий» — образ пророка. Война была объявлена в день памяти Серафима Саровского, который также предсказал страшные события.
«Пахнет гарью… Торф сухой по болотам горит…», «Дождик с Пасхи полей не кропил…» — автор достоверно описывает происходящие изменения. Петербургская пресса постоянно сообщала о лесных и торфяных пожарах и засухе.
«Стало солнце немилостью Божьей…» — в начале августа было зафиксировано солнечное затмение. В народе это всегда считалось недобрым знаком, предзнаменованием страданий и горя. Конкретность и острое предчувствие надвигающейся беды придают стихотворению апокалиптическое настроение. Природные явления приобретают эсхатологическое значение и становятся народными приметами грядущих роковых событий.
Ахматова верила, что Русь православная выиграет войну: «…нашей земли не разделит на потеху себе супостат». Бог не допустит поражения, а Богородица защитит народ от врага. Ради избавления от страшней напасти от страданий и неоправданных смертей поэтесса готова отдать все, что у нее есть: «Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар… Чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».
Майский снег
Но уже более трагично прозвучало стихотворение «Майский снег», также вошедшее в сборник «Белая стая».Текст полностью пропитан семантикой смерти. «Белая пелена» ассоциируется с саваном, а «свежий дерн» — с новой могилой. Если «Июль 1914» это только предчувствие беды, то в «Майском снеге» апокалипсис уже случился. На полях войны гибнут тысячи молодых солдат. Поэт не видит Божьей защиты и помощи и отворачивается от Бога: «…не могу на Божий мир глядеть я».
В «Белой стае» патриотизм зазвучал со скорбной торжественностью и мужественностью. Сборник написан в период тяжелых испытаний, выпавших на долю поэтессы. На фронт ушел супруг, она мучительно долго борется с туберкулезом, страну сотрясают война и революция.
Свою личную трагедию она объединяет с бедой народа. Поэтесса больше не сторонний наблюдатель, а участник событий.
Отношение к эмиграции
В лирике 20—30-х годов тема родины в стихах Ахматовой снова стала очень актуальной. После революции 1917 года многие представители интеллигенции подались в эмиграцию. Вопрос нравственного выбора вставал и перед поэтессой. Свою позицию она выразила в стихотворении «Когда в тоске самоубийства…». Ахматова считала недопустимым для себя покинуть родину в тяжелое время. Уехавших она называла отступниками, предателями: «Не с теми я, кто бросил землю…». Эмигрант для нее «вечно жалок» и горек ему «хлеб чужой». Как мать не может бросить заболевшее дитя, так и Ахматова не смогла оставить окровавленную Россию.
Сборник «Подорожник» стал своего рода завершением «Белой стаи». Почти все произведения в нем написаны в 1917—1918-х. Тем не менее, он вышел только в 1921-м. В этом же году по сфабрикованному заговору казнили уже бывшего мужа поэтессы Николая Гумилева.
Это время революции и Гражданской войны, время потрясений и разрухи. Старый мир разрушен, а новый еще не создан. На переломе исторических эпох происходит мировоззренческий сдвиг в поэзии Ахматовой. Теперь она скорбит о судьбе страны, гибели культурных традиций. Поэтесса не приняла революцию. Войну же она считала наказанием за бездуховность, расплатой за греховную жизнь. Лирическая героиня чувствует общую вину и готова разделить страдания с народом.
Поэма «Реквием»
Патриотизм в поэзии Ахматовой достиг своего расцвета в поэме «Реквием». Сталинские репрессии затронули близких и друзей поэтессы. Гневной болью жены и матери репрессированных слился ее голос с голосами тысяч вдов и матерей:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне…
Ощущением тоски и безнадежности проникнут образ лирической героини. «Реквием» — потрясающий по своей силе памятник всем жертвам репрессии и их родным. Это не крик души, а констатация великой исторической несправедливости. Леденящий ужас и страх за судьбу близкого человека объединял всех, кто стоял «под красною ослепшею стеной». Ахматова хочет назвать всех поименно, оценить подвиг каждой матери и жены в масштабе этой трагедии. Надежда увидеть живым своего близкого не покидала никого в те «триста часов»:
«…я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною…».
Тема родины у Ахматовой в эти годы требует глубокого осмысления. Она не считает себя частью государства, а только частью той страны, «где крепки тюремные затворы» и несчастные люди встречаются «мертвых бездыханней». Поэма не несет патриотический пафос, а отражает искаженную действительность, происходящую под влиянием самодурства «палача».
Образ земли в поздней поэзии
В годы Второй мировой войны образ родной земли в лирике Ахматовой становится ключевым.
Почти за полвека Ахматова пережила:
- расстрел бывшего мужа — отца ее ребенка;
- арест сына, причем дважды;
- три войны и две революции;
- гибель друзей в лагерях;
- голод и блокаду Ленинграда.
Пронеся через годы всю эту боль, Ахматова написала в 1961-м стихотворение «Родная земля». Образ земли выступает как символ плодородия, кормилицы.
В борьбе за независимость страны понятие утратило свое истинное значение, стало «грязью на калошах». Русский человек начал относиться к земле как к природному ресурсу, и забыл, что она — главная ценность в жизни всего народа.
Ахматова напоминает: русский народ должен не только «в заветных ладанках» носить показную любовь к земле, а не забывать, что он является ее частью, так как «ложимся в нее и становимся ею». По мнению поэтессы, Земля святая и невинная, она хранит душу России, является ее «телом», неотъемлемой частью понятия «родина».
Патриотизм Анны Ахматовой настолько силен, что она не смогла бы писать о своей стране, находясь на чужой земле. Необходимость чувствовать родную землю под ногами и дышать воздухом Отчизны заставила поэтессу разделить судьбу со своим народом.
.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!