Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»
В патриотической лирике можно найти множество работ на тему Великой Отечественной войны. Творчество Константина Симонова не стало исключением. Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» позволяет лучше почувствовать атмосферу произведения. Автор хорошо и детально передал чувства детей, которые пострадали от боевых действий.
Оглавление:
История создания
Симонов написал стихотворение в 1941 году. В то время он уже работал военным корреспондентом и был в курсе всего, что происходит на фронте. Великая Отечественная война застала советских солдат врасплох. Плохо подготовленные, они готовы были отступать, поэтому произведения писателей и поэтов должны были вдохновлять.
У Симонова мальчишка на лафете стал воплощением судьбы тысяч детей, чье детство и судьба были искалечены войной. Героя стихотворения привезли из Брестской крепости, которая первая приняла удар. Поэт намеренно не стал уточнять детали истории мальчика, так как она была неединичной.
Константин Михайлович только выделил в стихе один момент: 10 дней для мальчика стали настолько страшными, что они равносильны 10 годам жизни. У него погибла мать, он стал сиротой и солдаты встречают его. Ребенок был полностью седой.
Текст стихотворения быстро стал популярным на фронте и многие заучивали его наизусть. Это одна из самых известных работ Симонова.
Краткое содержание
В стихотворении условно можно выделить две части: рассказ о том, как ребенок попал к солдату и обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Работа Симонова начинается с описания истории ребенка.
Мальчик десять дней провел у Брестской крепости. Его мать погибла, а отец был ранен и отправил сына с солдатами. Пушка была разбита, а мальчика для надежности привязали к лафету. Ребенок стал полностью седым, он спал и все еще прижимал к себе игрушку.
Навстречу мальчику идут другие солдаты. Они еще не видели ужасов войны. Ребенок машет им рукой, словно приветствуя и прощаясь одновременно. Его вид настолько поразил солдат, что они сразу почувствовали горе малыша.
Лирический герой обращается к своему собеседнику и призывает его забыть о родном доме. Теперь цель солдат отвоевать тот кусок земли, который был родным для мальчика. Пока они этого не сделают, покоя им не получить.
Лирический герой продолжает беседу с солдатом. Тот говорит, что ребенка увезут за Урал и свое испытание он уже прошел. Солдат надеется еще раз потом с ними увидеться, но даже если этого не случится он уверен в одном: ребенок вырастет, станет мужчиной и также пойдет защищать родину. Именно так поступил его отец и миллионы других людей.
Художественные приемы
У Симонова в стихотворении мальчишка на лафете является символом детей, которых война лишила детства. Жанр работы — элегия, так как поэт делится своими переживаниями и печально рассказывает об увиденном. Стих заканчивается размышлениями о долге перед родиной и детьми.
Поэт использовал следующие средства выразительности:
- метафоры — Симонов сравнивает 10 дней и такое же количество лет, также он пишет о горе, которое оборвало сердца;
- эпитеты — автор детально описывает разные моменты, поэтому лафет предстает исцарапанным, отец раненным, а мальчишка седым;
- олицетворение — игрушка тоже спит вместе с владельцем.
Все эти художественные приемы позволяют поэту красочно изобразить детали стихотворения.
Главного героя, ребенка, Симонов изображает схематично, но выделяет несколько важных деталей. Мальчик обнимает во сне игрушку и не совсем понимает, что стал сиротой. У него полностью седая голова и это является олицетворением того ужаса, который пришелся на его долю.
Стихотворения Симонова нередко разбирают на уроках литературы в классах. Его работы наполнены особой атмосферой, которая позволяет почувствовать обстановку войны, чувства людей. В работе «Майор привез мальчишку на лафете» поэт показал трагедию детей, которые остались без родителей и дома.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!