Золотой век русской культуры: кратко о причинах и пике расцвета
В России XIX столетие ознаменовалось небывалым расцветом архитектуры и изобразительного искусства, литературы и живописи, музыки и театра. По праву этот период назвали «Золотым веком» русской культуры. Кратко о причинах такого подъема можно узнать, обратившись к событиям, происходящим в то время и повлекшим за собой перемены в жизни и быту общества. Это эпоха наиболее интенсивного и успешного развития государства.
Оглавление:
Предпосылки и причины
В XIX столетии в русской истории произошла масса значимых событий, которые во многом предопределили дальнейшее ее развитие. Государство уверенно расширяло свои границы и превращалось в огромную империю. Россия преобразовывалась, занимая лидирующее место среди крупнейших и влиятельнейших стран мира. Однако не во всех отраслях развитие происходило равномерно. Наибольший пик отмечался в сфере культуры, период ознаменовался невиданным взлетом искусства, литературы, живописи и других направлений.
Громко заявив о себе на международной арене, Россия стремительно ворвалась в мировую культуру, представив свету выдающихся гениев и тем самым сделав огромный вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Одним из наиболее значимых событий, предопределившим развитие государства, считается противостояние 1812 года — Отечественная война:
- борьба способствовала объединению людей против вражеских атак, что укрепило патриотизм и национальное самосознание;
- много русских побывало в зарубежных странах, увидев либеральную власть и уверенно существующее демократическое общество;
- развернулась борьба с консерватизмом, о себе заявили самые развитые умы в лице дворян.
В 1826 году был издан Цензурный устав, согласно ему цензор мог убирать отрывки текста, которые, по его мнению, являлись оскорбительными в отношении действующей власти и церкви.
Таким образом, если в таблице лидеров по экономическому и социально-политическому развитию Россия занимала далеко не первые места, то культурные и духовные ее достижения были признаны опережающими время. Именно поэтому эпоха значится в истории как «золотой век».
Литература и живопись
Прежде всего стоит отметить стремительную смену направлений. В первой трети столетия в творчестве многих авторов преобладал сентиментализм. Основоположником его считается Карамзин, а началом развития жанра стала повесть «Бедная Лиза». Со временем в литературу врывается романтизм с легкой руки В. А. Жуковского, а на смену ему приходит реализм, ярким представителем которого считается А. С. Пушкин.
В русской литературе «золотого века» в России сформировались новые жанровые и поэтические каноны. Особо актуальными стали элегии и романсы, баллады и исповеди, биографии и дневники. Главенствующее место занимали романы на исторические темы. К популяризации литературы привело массовое издательство журналов. Самым читаемым был признан «Современник», к работе над которым приложили усилия многие известные авторы, в том числе и Пушкин.
Нельзя не обратить внимания и на деятельность Карамзина, который впервые предложил ввести понятие «историческая повесть». В своих произведениях он повествует о прошлом на основании данных, взятых из древних летописей. В свет выходят трактат «История государства Российского», «Марфа Посадница», «Наталья — боярская дочь».
Начиная со второй половины «золотого века» русской культуры, в литературе появляются произведения, посвященные морали и христианской этике, поиску правды и защите справедливости. На эту тему писали Тургенев и Достоевский, Чехов и Толстой.
Что касается живописи XIX столетия, главенствующую роль в изобразительном искусстве занимали романтизм и классицизм, а яркими представителями направлений считались О. Кипренский и С. Щедрин, Ф. Бруни и А. Иванов. Их творчество основывалось преимущественно на эпизодах из библии и мифологии («Медный змий», «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»).
Наиболее известными полотнами в стиле реализма являются:
- «Бурлаки на Волге» (И. Репин).
- «Охотники на привале» (В. Петров).
- «Боярыня Морозова» (В. Суриков).
Большую ценность представляли работы Брюллова. В них объединялись черты романтизма и классицизма. На картине «Последний день Помпеи» изображен с ящиком красок и сам художник.
Скульптура и архитектура
К «Золотому веку» культуры в России относится строительство шедевров в античном стиле. Классицизм проявлялся необычайной четкостью форм, удивительной возвышенностью. В Википедии и других источниках содержатся сообщения, что в этот период возведены:
- Казанский собор (спроектирован известным зодчим А. Воронихиным по примеру храма Святого Петра в Риме).
- Здания Синода, Сената, Александрийский театр (создатель К. А. Росси).
- Исаакиевский собор — самое большое сооружение XIX века, возведенное по проекту французского архитектора О. Монферрана.
В докладах и рефератах историков содержатся сведения, какой вид приобретала Москва. Ее преображение происходило благодаря русским и приглашенным зарубежным архитекторам. В бывшем когда-то провинциальном городе появились Преображенский и Троицкий соборы, знаменитый памятник Минину и Пожарскому. Последнее произведение является воплощением эстетики классицизма, а народные герои облачены в античные наряды.
Ярчайшим художественным образцом русской архитектуры XIX века стал Большой Кремлевский дворец, возведением которого руководил отечественный специалист К. А. Тон.
Продолжая сложившиеся традиции серебряного века, проектировщики активно работали в стиле эклектика — это художественный прием, предполагающий смешение разных исторических направлений. Выдающимися примерами являются сохранившиеся здания:
- Оружейная палата (1806 год, Москва);
- храм Христа Спасителя (1812);
- строения железнодорожных вокзалов (в Москве и Санкт-Петербурге);
- Большой театр (1856).
В ту же эпоху в столице появилась Триумфальная арка, а в Питере — Адмиралтейство. Архитекторы проявляли наибольший интерес к зодчеству, сочетая его с русскими традициями строительства 16−17 веков. Первоначально появлялись небольшие домики из дерева, затем стали возводить здания из красного и белого кирпича. В качестве декора сооружений устанавливались колонны, кованые металлические фигуры, элементы растительного орнамента.
Достижения науки и музыки
Согласно указу Александра I, была введена единая система просвещения, в соответствии с которой все представители среднего класса могли пройти обучение. Это спровоцировало толчок к развитию различных отраслей науки. Успехами в математике прославился Н. И. Лобачевский, основатель неевклидовой геометрии. Свои открытия в физике сделали Б. С. Якоби (изобретатель электродвигателя), П. И. Шиллинг (придумал электротелеграф), Э. Х. Ленц (дал определение движению индукционного тока).
Выдающимся открытием стала таблица химических элементов, первоначально созданная Д. Менделеевым, а также Периодический закон. XIX век называли эпохой географических исследований. Отечественные путешественники Ф. Беллингсгаузен и М. Лазарев во время экспедиции обнаружили Антарктиду.
Существенно продвинулась впереди и медицина. Благодаря разработкам Н. Склифосовского и Н. Пирогова впервые начали использовать наркоз, а при хирургических вмешательствах проводились антисептические процедуры.
В «золотой век» Россия узнала о великолепных музыкантах, работа которых прославила государство по всему зарубежью. Такими гениями были М. Глинка и А. Драгомыжский. Их творчество публика не сразу восприняла однозначно. Например, опера «Жизнь за царя» пользовалась успехом, была встречена бурными овациями и восторгом, а «Руслан и Людмила» зрителя впечатлила слабо.
Огромное наследие в виде бессмертных произведений оставили после себя и другие композиторы:
- Модест Мусоргский;
- Петр Ильич Чайковский;
- Милий Балакирев.
Огромной популярностью в обществе стали пользоваться театральные постановки в стилях романтизма и сентиментализма. Их преобладание объяснялось мотивами недовольства суровой действительностью, разочарованностью героев пьес. На развитие театра повлияли философские размышления писателей, представляющих оппозиционное движение. Драматурги представляли читателю произведения, посвященные противостоянию политическому давлению и угнетению. Герои были вольнолюбивыми и смелыми, готовыми на любой подвиг ради отечества.
Период расцвета подарил России драматургов высочайшего класса — А. Н. Островского, Н. В. Гоголя. На премьеру пьесы «Ревизор» цензура категорически отказывалась давать разрешение, оно было получено только после личного разрешения спора императором Николаем I, который, несмотря на консервативную политику, комедию воспринял благосклонно.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!