Ершалаимские главы в романе Мастер и маргарита, анализ двух миров
Между судьбой Мастера, написавшего роман о Понтии Пилате, и судьбой самого Пилата есть некая тонкая связь. Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита созданы, чтобы показать, как давно длится борьба между Светом и Тьмой. Не зря писатель столько внимания уделяет этим главам и обрабатывает для их написания огромные объемы архивов. Анализ 2 миров в произведении очень важен.
Оглавление:
Булгаков должен был ввести в роман параллельную сюжетную линию, чтобы объяснить, насколько все взаимосвязано, как важна судьба, чувство стыда и вера. Проблема в том, что Пилат раскаивается в участии в казни ни в чем невиновного. Критик Латунский никогда бы не почувствовал укола в сердце оттого, что приговорил к литературному «распятию» собрата по перу.
Ершалаимские главы в произведении
Булгаков внутри себя постоянно спорил с Богом, не мог примириться с тем, что в мире много несправедливости. Многочисленные вопросы к судьбе и душевные раны, нанесенные писателю советским режимом, — все это наверняка оставило в нем след и пробудило образы главных героев, столкнувшихся с силами тьмы.
Но для чего автор делает вставки, описывающие казнь Иешуа, в сюжет, если главные события романа происходят в Москве — это кажется лишним, ведь можно было написать роман и без этих глав. Событийно эти миры не пересекаются. Только лишь из описаний понятно, что мир прокуратора иудеи описан Мастером в его собственном романе, который в принципе, мог и не пересказываться.
Но автор не для набора строк пишет эти главы. Ершалаимский прокуратор — человек, осознавший свой грех, и раскаивающийся. Параллельно в Москве Сам Дьявол гуляет по улицам и видит, что гордость человеческая настолько возросла, что никто ни в чем не раскаивается. Атеизм и ложь стали нормой.
Зачем Воланд прикрывается визитной карточкой иностранного фокусника? Он желает увидеть души людей. Для этого ему нужно оставаться в стороне от происходящего. Также он вел себя и во время суда над Иешуа. Автор умело использует композиционные приемы.
- Сначала о ершалаимском мире рассказывает литераторам сам Воланд.
- Затем, в 16 главе описывается казнь Иешуа, как сон спящего в психиатрической клинике И. Бездомного.
- Следующий раз читатель встречает Понтия Пилата, когда Маргарита читает возродившийся из костра роман Мастера. Описано погребение Иешуа и прозрение его судьи.
- Последняя часть этого рассказа — убийство иуды и прощание Всадника с Левием Матвеем.
Эти главы важны в романе, потому как они — базис для раскрытия философской идеи книги. Значение их можно понять, проведя анализ судеб главных героев. И главы об истории Иешуа, и Бал Воланда — хорошо продуманная параллельная сюжетная ветвь, придающая глубины главной повествовательной линии. Воланд не казнит направо и налево, он воздает.
Писатель через события в Ершалаиме дает читателю ощутить, насколько выше и моральнее вели себя герои старой эпохи; и насколько опустились нравственно жители «коммунистического рая».
Библейский прокуратор и герой романа
Многие детали образа прокуратора писатель заимствовал из поэмы о Понтии Пилате, написанной Г. Петровским в 1893 г. Он брал также детали образа из исторических хроник, описывающих сражение при Идиставизо. Упоминание об этой битве, произошедшей под руководством Германика в 16 году, говорит о храбрости Пилата, его достоинстве. Этот древний бой не выдуман. Битва действительно существовала. Но был ли Пилат в действительности участником сражений — неизвестно.
Конец Пилата, который в романе живет в горах и смотрит на луну, — это уже выдумка писателя. Она исходит из германского мифа о человеке, который живет на горном хребте и каждую пятницу спускается к реке отмыть руки, которые, как он чувствует, все еще в крови. Всадник Золотое копье и евангельский Пилат в действительности во многом разнятся. Это образы скопированные, но не идентичные.
Мастер отпускает в финале своего героя, дав ему тот лунный свет, о котором тот мечтал. И одновременно он отпускает свою тоску от неисполненного долга. Он не смог донести современникам истину о любви и распятии этой любви. И только теперь прощает сам себя.
Смысл событий в Москве и Ершалаиме
Автор романа «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы обрисовывает детально и пафосно. Он описывает Великую эпоху, когда жили достойные люди, умеющие рисковать в битве, сражаться за свою правду. Здесь нет места смеху.
И также автор преднамеренно изображает беспорядки в Москве, происходящие с приездом Воланда и его свиты, в комическом плане. Ирония скрывает трагичность, которую не замечают жители города, Москвичи считают свои собственные души чем-то вторичным и не столь важным. Важным считается соблюдение государственного закона и доводы разума. Весь трагизм заключается в следующем:
- В самом начале председатель Массолита Берлиоз провозглашает — ему нужны доводы существования Иешуа. Тогда же Воланд ему возражает — никаких точек зрения не нужно, если кто-то существовал, то это ощущается сердцем, не разумом. И это трагично, потому как если в человеке нет души, тогда его можно признать угодным обществу или неугодным. И тех кто неугоден убрать любыми способами. Так произошло с Мастером, работа которого признана критиками неугодной. И нечто подобное происходит в Ершалаиме.
- Но если Иешуа свят и его гибель священна, он идет на казнь с улыбкой, зная, что гибнет за правду, то Мастер опускает руки. Он больше не борец и не жилец. Так как жизнь это и есть борьба. Мастера не пропускают к Свету. Как сообщается в разговоре между Воландом и учеником Левием Матвеем — «Мастер не заслужил Свет, а заслужил покой».
- В московском номере во время выступления людям раздают платья и деньги. Однако за всем этим наблюдает Воланд. Он видит тайные грехи и жадность москвичей. Ему не смешно от этого. Он понимает, что деньги раздать можно, а вот совесть так просто не получить.
Роли здесь распределены четко — свет не пропускает страдающего в свою обитель, а тьма не может принять к себе того, кто был готов жертвовать ради правды, пусть и не до конца. Поэтому удел Мастера на самом деле трагичен.
Это видно в фильме Владимира Бортко, его заключительная глава — это презентация трагичности удела писателя, решившегося описать евангелие, и его спутницы.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!