Анализ произведения А. Куприна «Чудесный доктор»
Александр Куприн в своем творчестве для детей всегда стремился показать у героев доброту и желание прийти на помощь тем, кому она требуется. Именно таким является рассказ писателя «Чудесный доктор». Анализ произведения по плану подготовит учащихся 6 класса к работе с художественным текстом, а выпускники могут использовать материал для подготовки к ЕГЭ.
Оглавление:
Краткое содержание
Действие рассказа происходит в XIX веке, в Киеве, перед самым Рождеством. В центре повествования — семья мещан Мерцаловых. Прошедший год был для нее трудным и безрадостным. Хозяин семьи после перенесенного тифа остался без работы, и его жена и четверо детей были вынуждены голодать. Подвальное помещение, где они проживали, трудно назвать жильем, больше оно представляло собой сырое и холодное подземелье. Семилетняя девочка Машутка была тяжело больна, и изможденная от горя мать ничем не могла ей помочь.
Мерцалов целыми днями в стареньком летнем пальтишке и шляпе бродил при двенадцатиградусном морозе по улицам в поисках денег. Обошел всех знакомых, но никто не откликнулся на его просьбу. Оставалась надежда на хозяина, у которого когда-то служил. Однако старшие сыновья, которых посылали к нему с прошением, вернулись ни с чем. Швейцар прогнал мальчиков, не допустив к барину. В большом отчаянии Мерцалов брел по улице, сам не зная куда.
Домашним сказал, что пошел милостыню просить, но на самом деле и не собирался этого делать. Он знал, что богатые не подадут, а бедным самим есть нечего. В раздумьях не заметил, как очутился в саду. Ноги совсем не слушались, и он присел на скамейку.
Кругом было тихо и спокойно, и Мерцалов подумал о собственном покое:
- Так хотелось в эти минуты забыть обо всех свалившихся на него несчастьях и заснуть вечным сном.
- Нащупав на поясе веревку, служившую вместо ремня, он подумал о самоубийстве.
Внезапно послышался скрип шагов, и к лавке подошел тепло одетый пожилой человек. Присев рядом, начал любоваться природой. В руках у него были кульки с подарками, и Мерцалов разозлился, сказав, что его семья «подыхает с голоду», а здесь какие-то подарки. Старик, к удивлению, не стал ругаться и попросил рассказать, что произошло.
Прохожий оказался доктором и предложил свою помощь. Осмотрев больную девочку, чудесный доктор выписал рецепт и незаметно положил под блюдце несколько кредитных билетов.
Из подписи на рецепте семья узнает, что доброго доктора зовут профессор Пирогов. Благодаря его доброму сердцу и щедрости, Машутка поправилась, а семья выбилась из нищеты: отец устроился на хорошую работу, а старший сын Гриша поступил в гимназию. «Просто чудо совершил этот святой человек», — сообщает автор со слов Григория, который, выучившись, стал богатым человеком и теперь сам помогает людям, попавшим в беду.
Анализ рассказа
Однажды в гостях у друзей Куприн услышал историю одного банкира, которая произошла с ним в юные годы, и помог ему тогда Пирогов, известный врач и ученый. Эта история и легла в основу будущего рассказа. С семьей Мерцаловых действительно произошло чудо, и это произведение можно отнести к святочным. Дети, идя от барина, видят большой гастроном и заглядывают в окна. Они видят разные продукты и сладости, а дома их ждет постный стылый борщ, который даже разогреть не на чем.
С трудом оторвавшись от витрины, ребята бегут домой и по пути смотрят в освещенные окна домов, где красуются в своем убранстве новогодние елки. Мальчики еще не знают, что дома их ждет настоящее чудо, которое может произойти только под Рождество, о чем и повествует «Чудесный доктор» Куприна. Автор ставит проблему добра и милосердия. Такие люди, как профессор Пирогов, совершая добро, делают и мир вокруг добрее — именно в этом и заключается основная мысль рассказа.
Рассказ построен на контрастах. Перед Рождеством и Новым годом люди стараются украсить свои жилища, витрины магазинов тоже приобретают праздничный вид. И здесь же читатель видит описание нищенского существования семьи Мерцаловых.
Пока некоторые люди готовят к празднику разносолы, у них холодно и совсем нет еды, не говоря уж о праздничном обеде. Такие контрасты писатель использует для того, чтобы ярче подчеркнуть, какие трудности приходится переживать героям.
Предисловие в рассказе описывает то гастрономическое великолепие, с которым сталкиваются дети. Завязкой в тексте является описание горестных событий, которые переживают главные герои.Кульминационный момент — болезнь Машутки и излечение таинственно появившимся доктором, который спасает бедную семью от голодной смерти. Развязкой будут чудесные изменения в жизни всех Мерцаловых.
Урок по произведению Куприна
Анализ рассказа Куприна «Чудесный доктор» на уроке можно построить по теме «Твори добро!». Начинается занятие с беседы о доброте: что такое доброта, как она проявляется, кого можно считать добрым и т. д. Эпиграфом к уроку как нельзя лучше подойдут слова Чингиза Айтматова: «Добру человек у человека учится». При сообщении темы учитель нацеливает детей на то, что они должны будут раскрыть понятие «доброта» на примере героев рассказа «Чудесный доктор».
Вначале выясняются непонятные слова, встретившиеся дома при чтении текста:
- досужий вымысел;
- пустые щи;
- сочельник и другие.
Учитель сообщает, что формой построения является «рассказ в рассказе», школьники находят в тексте примеры, когда автор передает историю, которую услышал от другого, и рассказ одного из героев — Григория Мерцалова. Занятие продолжается в форме фронтальной беседы с классом:
- Как у автора описывается город? (Дети зачитывают примеры).
- Когда, по-вашему, происходят события? (Перед Рождеством, в канун Нового года).
- Когда выдумаете о новогодних праздниках, какими они вам представляются? (С елкой, мандаринами, со сладостями, нарядами).
- Чего особого вы ждете от Нового года? (Подарков, чудес разных).
- Получали ли герои рассказа то же самое? (Примеры). Почему Куприн дает подробное описание витрин? (Чтобы показать контраст жизни богатых и бедных людей в России XIX века).
Учащиеся говорят о противопоставлении, эпитетах и метафорах, используемых писателем, как описывается природа, и почему она не радует Мерцалова. Классу дается понятие психологического колорита. Разбирается вопрос, почему некоторые критики называли рассказ повестью. Затем беседа подходит к главному смыслу произведения: почему рассказ называется «Чудесный доктор». Дома ребята пишут небольшое сочинение на тему «Угасло ли невозвратимо добро со смертью доктора?».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!