Описание и история создания картины Василия Сурикова «Степан Разин»
Выдающийся русский художник Василий Иванович Суриков неоднократно обращался к исторической и бытовой тематике. Внимательное отношение к деталям позволяло ему точно описывать события прошлого. Описание картины Сурикова «Степан Разин» возвращает зрителя в былые времена и помогает ближе познакомиться с историей страны.
Оглавление:
Жанр и история создания
Полотно «Степан Разин» Сурикова является последней масштабной работой великого живописца. Известность художнику принесли работы исторической тематики:
- «Утро стрелецкой казни»;
- «Переход Суворова через Альпы»;
- «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»;
- «Боярыня Морозова».
Произведение посвящено любимому герою народных песен и былин, донскому казаку и атаману, поднявшему на Волге мятеж, который перерос в Крестьянскую войну. С 1679 по 1671 год во власти казаков находились города Саратов, Астрахань, Самара. После придания православной церковью Разина анафеме, он был схвачен казацкими старшинами и передан властям. В июне 1671 года Стеньку Разина публично казнили.
О создании картины, посвященной народному герою, художник задумывался давно, но работу начал только в 1900 году. Чтобы собрать образы, сделать зарисовки и этюды, живописец много путешествовал по Дону и Сибири. Прототипом главного персонажа стал ученый Иван Тимофеевич Савенков и его сын Тимофей.
Первоначальный эскиз картины был создан в 1887 году. На полотне Разин был изображен с персидской княжной, прообразом которой была жена Сурикова — Елизавета Августовна. Но после ее смерти художник изменил сюжет картины и написал казачьего атамана погруженным в раздумья.
Первый вариант знаменитого полотна был представлен зрителям на выставке художников-передвижников в 1906 году. Многие критики увидели в работе протестное начало в тяжелое для страны время после первой революции. Однако художник не стремился наполнить полотно бунтарским духом и не призывал к действиям. Его волновала судьба людей, выступивших против власти в переломный исторический момент.
Суриков не считал картину удачной. Автор несколько раз возвращался к работе над ней, вносил поправки. Только после того, как произведение было продано, живописец понял, что наиболее полно образ главного героя ему удалось раскрыть ранее в зарисовке «Степан Разин», выполненной тушью.
Описание полотна
По широкой и просторной Волге плывет большая ладья. Прохладный утренний ветер наполняет паруса, заставляя судно двигаться быстрее. Восходящее солнце окрасило речную гладь в розовато-синие оттенки. Кажется, что природа наполнена спокойствием и безмятежностью, но окружающая атмосфера дышит тревогой и беспокойством.
В ладье находится дружина, которая возвращается с набега. Казаки веселы и радостны. Они добыли много добра. Наполняются чарки, слышны песни, кругом царит разгул и веселье.
В центральной части полотна на богатых коврах, опершись рукой на красивое, расшитое золотом седло, возлежит атаман Степан Разин. На картине Сурикова он изображен напряженным и задумчивым. Художник показывает главного персонажа с необычной стороны. Его лицо серьезно и угрюмо. Его не радует быстрый бег ладьи по волнам и награбленные богатства. Трудно понять, о чем он думает. На атамане надета богатая одежда, его окружает верная дружина, но в его позе и выражении лица чувствуется напряжение и тревога. Он не веселится вместе с казаками, а внимательно слушает песнь кобзаря.
На своем полотне Василий Иванович Суриков Степана Разина противопоставляет плененному персидскому княжичу, который знает, что его участь предрешена. В судьбе плененного знатного перса атаман видит свое будущее и неминуемый печальный исход.
Кроме Разина, на судне находятся казаки. Одни выпивают и веселятся, другие спят или играют на музыкальных инструментах. Эти персонажи олицетворяют казацкую вольницу и беззаботность. Другие герои — это гребцы, сидящие на веслах. Они объединены общим делом. Казаки выглядят напряженными и настороженными. В их изображении нет ничего разбойничьего. Перед зрителем предстают уставшие от своей горькой доли люди.
В лодке разбросаны богатые трофеи. Казаков не интересуют дорогие ковры и драгоценности, главное для них — воля. Только в чем она заключается, разбойники не знают. Может их атаман задумался о будущем, но в его думах оно безрадостно.
Широкая и полноводная река является символом простора и свободы. Впереди не видно земли. Вода уходит за горизонт и сливается с небом. Впереди героев ждет неизвестность, к которой их гонит наполняющий паруса ветер. Описание картины поможет записать идеи для собственного сочинения или сообщения о творчестве живописца.
Выразительные средства
Художник использует диагональную композицию. Быстро бегущая по водной глади ладья словно выплывает из нижнего угла полотна и движется верхнюю часть картины. Ее изображение символично. Судно с раздутыми парусами и поднятыми вверх веслами напоминает большую летящую птицу — символ свободы. Оно движется к несбыточной мечте о светлой и справедливой жизни, которая скрывается за линией горизонта.
В центре полотна размещена фигура атамана. Вокруг нее отсутствует детали, отвлекающие внимание зрителя. Степана Разина окружают небо и вода, скрытые утренним туманом.
Атмосферу тишины раннего утра автор передает с помощью отблесков солнечных лучей и белой дымки, покрывающей поверхность реки.
Картина написана в сдержанных, вызывающих чувство тревоги тонах:
- зеленоватом;
- красновато-коричневом;
- золотисто-желтом.
Для описания неба, береговой линии и воды художник выбрал нежные, почти акварельные оттенки, которые наполняют полотно поэтичностью и ощущением простора.
Исторические полотна великого художника производят неизгладимое впечатление на зрителя. Они наполнены особым национальным содержанием, которое отличает полотна русских живописцев от произведений западного искусства.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!