Анализ «Легенды о Данко»: рассказ про самопожертвование
«Легенда о Данко» — красивая история, пересказанная М. Горьким. Она содержит в себе моральный посыл, прославляющий высшую человеческую благодетель — самопожертвование ради других. Краткий анализ «Легенды о Данко» поможет лучше подготовиться к уроку, посвящённому этому произведению.
Оглавление:
История создания
В 1891 году Максим Горький посещает Бессарабию. Она вдохновляет его на написание «Старухи Изергиль». «Легенда о Данко» — это отрывок из третьей части. Название было определено условно, потому как сам писатель не озаглавил эту часть. Повесть относится к раннему творчеству автора. М. Горький смог написать один из образчиков романтизма в русской литературе. Это несложно узнать по следующим признакам:
- в центре повествования проблема общества и человека;
- главный герой — изгой;
- душа персонажа устремлена к великим деяниям во благо остальных.
У третьей части рассказа несложная композиция, потому что он ведётся от лица старухи Изергиль. Действие разворачивается линейно: от экспозиции к развязке. Несюжетных элементов либо мало, либо они не имеют большого значения.
Спустя 17 лет после публикации рассказа «Старуха Изергиль» Горький признался, что самое большое сходство с образом Данко он нашёл в литераторе Августе Стриндберге. Этот человек был очень популярен у интеллигенции конца XIX века. Писатель утверждал, что Стриндберг, как и персонаж легенды, ведёт общество к свету и свободе, когда оно пребывает во тьме и заблуждениях.
Краткое содержание
«Легенда о Данко» кратко рассказывает о жизни племени весёлых и смелых людей. Их место стоянки окружали непроходимые леса с одной стороны, а с другой — безграничная степь. Именно оттуда появились другие люди, ещё более сильные и смелые. Они прогнали племя с насиженного места в густые чащи, где деревья не пропускали солнца, а болота источали ядовитые пары.
Чем дольше жили там люди, тем сильнее они болели. Жертвы росли, но уходить из леса было некуда. Позади враги, а впереди ещё больше болот и огромных деревьев. Чаща была такая тёмная, что в ней становилось сложно разглядеть товарища, идущего рядом. Если же налетал ветер, то всё вокруг начинало гудеть, от чего любой храбрец терял весь запал.
Люди хотели вернуться, чтобы пасть жертвами сильных врагов, но у них было знание, которое следовало сохранить. Их женщины громко плакали над умершими, и всё чаще среди мужчин пробегало трусливое предложение стать рабами. Но был среди них молодой красавец Данко, вставший во весь рост, громко сказавший: «у всего есть конец», и что им нужно пройти сквозь лес. Его глаза оказались наполнены силой и пылали огнём. Все ему тут же поверили.
Трудности путешествия заставили усомниться в совершении подвига. Люди воспротивились, обвинили юношу в том, что он неправильно ими руководит, и даже захотели убить.
Данко увидел их слабость и нерешительность, и огонь его сердца запылал ещё сильнее от доброты и сочувствия. Тогда он разорвал себе грудь, вынул пылающее сердце и поднял в руке, очаровав всех соплеменников. С этого момента они шли дальше, гибли, но никогда не жаловались. В конце концов, он довёл их до конца леса, радостно рассмеялся и умер.
Идея произведения
Проводя анализ «Легенды о Данко» многие специалисты склоняются к тому, что жанр этой истории близок к притче. В ней очень ярко выражены нравоучения. Максимом Горьким подняты вечные проблемы общества:
- столкновение человека со своим собратом;
- гуманизм;
- жизнь во тьме и сопротивление выходу из неё.
Данко — явный романтический герой, который не проявлял участия в общественной жизни до тех пор, пока она не пришла к кризису. Его словно нет в обществе, но он появляется, чтобы предложить решение проблемы. Персонаж не видит смысла в возвращении, не знает какой будет путь впереди, но предлагает справиться с этим, ведь даже у трудностей есть конец.
Герой совершенно не обращает внимания на то, что он постепенно теряет доверие окружающих. Его не смущают агрессивные действия соплеменников, аргументы о плохом командовании. Наблюдая за этим, он лишь укрепляется в жалости и сочувствии к ним, что позволяет ему совершить высший акт добродетели — пожертвовать собой и спасти всех.
Старуха Изергиль хочет поведать о былых днях и великих людях. Слабость нового поколения порицается, а сила духа предков ставится в пример. Автор в своём сочинении предлагает прислушаться к благородству сердца и разглядеть такое же начало в других.
В главном герое можно заметить скрытое сравнение с Прометеем. У них есть общие идеи. Они оба пришли с целью развеять тьму, подарить людям огонь, воодушевить их на большие свершения. Сама идея «огненности души» — это следствие того, что писатель был большим огнепоклонником и увлекался античной философией. В ней огонь часто представлялся разумной субстанцией и основой мироздания. Эта идея получила большое развитие у философов того времени, например, у Гераклита.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!