Анализ произведения Чехова «Спать хочется»
Лев Толстой после прочтения одного рассказа сказал: «Правдив до иллюзии». Речь идет о «Спать хочется» Чехова. Анализ произведения на уроке поможет шестиклассникам представить тяжёлую судьбу и внутренние переживания главной героини, вызвать сострадание и милосердие к девочке-подростку, измученной невыносимым трудом и долгой бессонницей.
Оглавление:
История создания, сюжет, композиция
Рассказ «Спать хочется» Чехов написал в 1888 году, на время оставив работу над повестью «Степь». В письме к издателю Плещееву он сообщал, что пишет еще один русский «плохенький рассказец», на который у него всего ушло полдня.
Образ девочки Варьки имел тесную связь с его собственным детством. Он считал себя самым несчастным ребенком, когда по настоянию отца вынужден был большую часть времени проводить в церковном хоре или в пропахшей рыбой семейной лавке, о которых ему было страшно вспоминать.
Новое произведение, напечатанное в «Петербургских новостях», покорило его современников. Толстой ставил рассказ на первое место из всей малой прозы Чехова, а английская писательница Кэтрин Мэнсфилд под влиянием образа Варьки создала рассказ «Ребёнок, который устал». Произведение переведено на сербский, английский и французский языки.
Сюжет его прост. Тринадцатилетняя Варька живёт «в няньках» в доме жестоких хозяев. Кроме своих основных обязанностей по уходу за ребенком, девочка, как взрослая женщина, ведет домашнее хозяйство: носит воду, варит обед, моет полы, стирает белье. А если случайно гости придут, то и их надо обслужить: обувь почистить, пива из лавки принести. Казалось бы, ночью она могла отдыхать, но дитя хозяйское, как назло, не спит, и она постоянно качает его в колыбели.
Усталость и недосыпание доводят её до психического срыва. Девочка, измученная детским плачем и желанием поспать хотя бы минутку, находит решение проблемы. В полусонном состоянии она душит ребёнка и, счастливая, засыпает.
Рассказ построен на сходстве ситуаций в начале и конце произведения, деталь, которая для этого используется, — повторяемая фраза «спать хочется». Завязка событий раскрыта в воспоминаниях Варьки о том, как они с матерью идут в город искать работу. Развитие действия выражено в жизни девочки в доме сапожника. Кульминационным моментом является убийство ребёнка.
Анализ рассказа на уроке
Анализ рассказа Чехова «Спать хочется» на уроке должен преследовать главную цель — раскрыть внутренний мир героини. После проверки домашнего задания (дети заучивали высказывания Чехова) учитель читает шестиклассникам рассказ и ставит перед классом задачу — выяснить, как писателю удалось в таком маленьком произведении показать чувства и переживания Варьки. Это может быть достигнуто путем беседы. Ее примерный план:
- Кто является главным героем произведения?
- Почему Варька живет в доме сапожника?
- Какие слова употребляет писатель, чтобы передать все горе Варькиной жизни?
Ребята распределяются по группам, чтобы исследовать образ девочки по следующим параметрам: внешность, пейзаж, обстановка вокруг нее и речевая характеристика. После самостоятельной работы проводится обсуждение по вопросам:
- Что вы можете сказать о портрете Варьки? Подробно ли он описан?
- Нашли ли описание природы, почему их так мало? Для чего используются цвета и звуки в произведении? Что обозначают они в этом рассказе?
- Чем отличаются описания речи хозяйки и Варьки?
- Каким образом связаны название рассказа, мысли и сны девочки?
Дети отвечают, что Варька бессловесна. Читатель слышит только ее мурлыканье и несколько слов колыбельной песни, которые она напевает спящему ребенку.
Зато автор очень подробно показывает ее внутренние переживания, сны, заполненные воспоминаниями о прошлой жизни. Она видит, как мать Пелагея ищет доктора, чтобы помочь отцу, у которого вышла грыжа. Врач, утешая больного, говорит ему об операции, что его обязательно вылечат.
На самом деле им удалось только купировать приступ, и он скончался к утру. И во всех этих картинах, как эхо, ее преследуют мысли о сне. Ей очень хочется спать. Варя не имеет здесь никаких прав. Хозяин и его жена, толстая и скандальная тетка, поступают с ней жестоко, не по закону, загружая ее непосильной работой по хозяйству, хотя нанимали только нянькой. Доведенная до отчаяния, она убивает ребенка, чтобы лечь спать. На дом дается задание — написать мини-сочинение «Имеем ли мы право осуждать Варьку?»
Отзывы читателей
Небольшой, но очень жуткий рассказ. Писатель без всяких вступлений погружает нас в горестные переживания девочки Варьки. Мы и глаз-то ее не видим, они у нее постоянно полуприкрыты от усталости. Жаль бедную девочку. Какова ее дальнейшая судьба — неизвестно, но уж точно лучше не будет.
Сошлют на каторгу — и помрет там раньше времени от безысходности и непосильного труда. И так вынуждены были жить русские дети в дореволюционной России. А сейчас разве мало таких? Сколько их в детских домах, приютах, с неизлечимыми болезнями. Об этом нельзя забывать.
Помню, когда изучала рассказ в школе, как-то не вошел он в то время в мою душу. Или читали мимоходом, наскоро, или просто малы были, о другом думали. А сейчас пришлось перечитывать произведение с дочкой, которая учится в гимназии. Господи, я заново открыла его для себя. Мы читали вслух и плакали. Прав Толстой, Чехов действительно гениален.
Так живо изобразить полудремное состояние девочки, уловить каждую деталь — так мог исключительно Чехов. Этот рассказ не только о Варьке, которая жила в XIX веке, была бесправна и бедна. Он учит и наших современников быть добрее и ответственнее к своим и чужим детям. И сейчас происходят убийства детей, и вовсе не от нервного истощения, как у несчастной Варьки. И это страшно.
До глубины души потрясла история Варьки из рассказа Чехова «Спать хочется», совсем еще девочки, но столько пережившей. В школе читала по программе, но как-то не запомнилось. Сейчас учусь на филфаке, вновь перечитываем классику — все совершенно по-другому воспринимается. Вот, к примеру, детали. Отдельные из них мы просто пропускаем при чтении, а они иногда так важны. Возьмем хотя бы описание обстановки комнаты, где находится люлька с младенцем.
Все звуки, шорохи, краски содействуют дремотному состоянию: храп хозяина за стенкой, скрип колыбели, мигание лампадки, тень от которой падает на «полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки». Обстановка создает в ее «наполовину уснувшем мозгу туманные грезы». Чехов является мастером деталей, ведь недаром его маленькие рассказы столь объемны. Я считаю, что жизнь Варьки — напоминание всем взрослым об ответственности за детей, которых они родили.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!