Представители и произведения направления сентиментализм в литературе
Литературные произведения отличаются не только стилями, но и направлениями. Каждое из них отражает настроение народа той или иной эпохи. В рамках позднего Просвещения писатели и поэты выступили против классицизма, основанного на рационализме, и представили миру творения, которые стали первыми примерами сентиментализма в литературе. Представители этого течения пытались воссоздать с помощью своих работ мир человеческих чувств.
Оглавление:
Черты направления
Сентиментализм выступает направлением, которое появилось сначала в западноевропейской, а потом и в русской литературе. В своих произведениях сентименталисты делали акцент на чувственность. В новом течении писатели ставили чувства выше разума. Именно эта черта отличала сентиментализм от классицизма. Однако новое направление не отказалось от просвещения и продолжало продвигать идею нравственного человека.
Основные признаки сентиментализма кратко:
- культ врождённой нравственности;
- сопереживание главным героям произведения;
- раскрытие внутреннего мира человека и его душевных качеств;
- главные персонажи — простые люди;
- субъективный подход к миру;
- прославление любви, дружбы и других нравственных ценностей;
- повествование о жизни людей с описанием природы;
- замена мифологии на христианскую религию.
Природа в сентиментализме выступала не только фоном. Авторы описывали её как сущность со всеми мелкими особенностями. Сентименталистам не было интересно прошлое. Они интересовались повседневностью, которая вызывала у них сильные впечатления. Писатели считали, что человек обладает чувственностью и добротой от природы. Именно эти черты определяют достоинство личности и значимость совершаемых ею действий.
Для представителей нового литературного направления цивилизация выступала враждебной средой, которая искажала человека. Сентименталисты были против прогресса и выступали за жизнь в сельской местности, где люди больше предоставлены себе и практически не контактируют с социумом.
Литературное течение в Англии
Направление сентиментализм зародилось в начале XVIII века. Его родиной стала Англия.
Одним из основоположников направления являлся Джеймс Томпсон. В 1730 году он выпустил сборник из четырёх поэм «Времена года». В своих произведениях писатель изобразил английскую природу, отказавшись от традиционных урбанистических мотивов. Томпсон вдохновлялся сельскими ландшафтами и наблюдениями за жизнью простых земледельцев. Кроме того, он заменил рифмованные двустишия белым стихом, что стало одной из главных особенностей сентиментализма в литературе английских писателей. Также стоит отметить, что в его произведениях усилились пессимистические мотивы.
Последователем Томсона стал Эдуард Юнг. У него была нелёгкая судьба, которая повлияла на создание его главного произведения «Жалобы, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии».
Заинтересовать читателей красотой природы также пытался Томас Грей. Его известными произведениями в направлении сентиментализма стали «К весне» и «Сельское кладбище». Грей пытался заставить читателей сопереживать простым людям с нуждами и печалями.
Не все английские сентименталисты были любителями природы, например, Сэмюэл Ричардсон. Зато он был мастером психологического анализа, который заставлял читателей заинтересоваться судьбой героев его романов. Популярные произведения Ричардсона:
- «Памела»;
- «Кларисса Гарло»;
- «Сэр Чарльз Грандисон».
Интересные работы можно найти у Лоренса Стерна. Писатель прославился такими произведениями, как «Жизнь и мнения Тристрама Шерди» и «Сентиментальные путешествия». В творениях Стерна гармонично соединились чувствительность, любовь к природе и своеобразный юмор автора. Творчество этого писателя знаменовало окончательный отход от классицизма.
Французский сентиментализм
Французский сентиментализм выражался в классической форме. Пьер де Мариво выступил родоначальником сентиментальной прозы. Его роман «Жизнь Марианны» быстро стал популярным и даже был экранизирован. Трогательные произведения также писал Аббат Прево. Он приобрёл известность благодаря таким сентиментальным работам, как «Манон Леско» и «Клевеланд».
Жан-Жак Руссо решил сделать природу самостоятельным объектом в своих произведениях. Эту особенность можно наблюдать в его работе «Жюли, или Новая Элоиза». Последователем Руссо был Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер, который использовал другую концепцию природы. Он считал, что счастье человека заключается в том, чтобы жить в согласии с окружающей средой. Его популярные произведения:
- «Этюды о природе»;
- «Поль и Виржини».
Жак-Себастьян Мерсье выпусти роман «Дикарь», в котором он описал столкновение идеальной формы жизни человечества с разрушающей её цивилизацией. В романе-утопии «2440-й год, или Сон, каких мало» он уравнивает в правах народ, который живёт в согласии с природой. Также он критикует цивилизацию в своей работе «Картина Парижа».
Писатель Никола Ретиф де ла Бретонн также был вдохновлён произведениями Руссо. Он написал около 200 томов сочинений, в которых отметил отрицательное влияние городской жизни на человека:
- В книге «Развращённый крестьянин, или опасности города» главный герой был нравственно чистым человеком, который под воздействием урбанистической среды стал преступником.
- В произведении «Южное открытие» раскрыта та же тема, что и в романе Мерсье «2440-й год».
- В работе «Новый Эмиль, или Практическое воспитание» автор развил педагогические идеи в отношении женского образования.
Сентиментализм начал утрачивать свои позиции во Франции после буржуазно-демократической революции. Вскоре его заменил революционный классицизм.
Направление в Германии
На творчество немецких писателей повлияли работы сентименталистов Англии и Франции. Однако специалисты считают, что появлению нового течения в Германии больше способствовал французский классицизм. Одним из первых немецких писателей, кто начал работать в направлении сентиментализма, стал Готхольд Лессинг. Фридрих Готлиб Клопшток смог соединить в своих произведениях германские средневековые традиции с сентиментальными чертами.
В Германии новое литературное течение было популярным в 1770—1780-х годах. Этот период выпал на время движения «Бури и натиска», который в немецком творчестве был связан с отказом от рационалистических постулатов в пользу индивидуализма и предельной эмоциональности. Представители этого феномена желали создать самобытную национальную литературу. Немецкие литераторы вдохновлялись произведениями Руссо и переняли от него культ естественного. Немцы также критиковали цивилизацию и считали, что она негативно влияет на индивидуальность человека.
Философ и историк Иоганн Готфрид Гердер отрицательно отзывался об эпохе Просвещения и критиковал правила классицизма. Он считал, что настоящая поэзия должна быть насыщена чувствами, страстью, сильными впечатлениями и фантазией.
Последователи «Бури и натиска» выступали против иерархии современного социума и его моральных устоев. Об этом писали Кристиан Фридрих Шубальт («Гробница королей») и Фридрих Леопольд Штольберг («К свободе»). Главными героями произведений становились сильные и свободолюбивые люди, которые не боялись выражать свои чувства и смело преодолевали любые преграды. Эта тема также раскрыта в драмах Иоганна Фридриха Шиллера. В труде «О наивной и сентиментальной поэзии» он утверждал, что новое литературное течение оторвано от реальности и сформировалось на основе разрыва между жизнью и идеалом.
В новом направлении писал и молодой Иоганн Вольфганг Гёте. Его роман «Страдания молодого Вертера» стало одним из ярких примеров сентиментализма. Эта работа выступила своеобразным завершением «провинциального этапа» немецкой литературы и началом вхождения её в общеевропейскую.
Русские сентименталисты
В России новое литературное течение появилось ближе к концу XVIII века, когда на русский язык были переведены труды различных иностранных сентименталистов. Н. М. Карамзин стал одним из первых, кто начал писать произведения в направлении сентиментализм. Его работа «Письма русского путешественника» ознаменовало новую эру в области отечественной литературы.
Карамзин написал известную повесть «Бедная Лиза», которая стала шедевром сентиментальной прозы. Произведение отличается чувствительной и меланхоличной атмосферой. Автор выдвинул на первое место не социальный, а моральный фактор. Он хотел отметить, что и представители низших слоёв общества способны любить.
Карамзину стали подражать многие другие русские писатели. К началу XIX века появились следующие произведения сентиментальной прозы:
- «Путешествие в полуденную Россию» В. В. Измайлова;
- «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» И. Свечинского;
- «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева и др.
К новому направлению в литературе также присоединился И. И. Дмитриев. Он тоже выступал за формирование нового поэтического языка и отказ от архаичного высокопарного слога изживших себя литературных жанров.
Сентиментализм наблюдается в ранних работах В. А. Жуковского. Он дважды перевёл на русский язык произведение Т. Грея «Элегия на сельском кладбище». Работа Жуковского стала не просто переводом стихотворения с индивидуальным стилем автора. Он перевёл произведение английского поэта на язык сентиментализма. Позже Жуковский опубликовал повесть «Марьина роща», которая тоже стала результатом влияния творчества Карамзина.
К 1820 году сентиментализм в русской литературе исчерпал себя. Несмотря на то, что популярность направления была непродолжительной, оно сыграло значительную роль в литературной области, заставив людей обратить внимание на внутренний мир личности.
Сентиментализм стал важным этапом в развитии общеевропейской литературы. Кроме того, сентименталисты создали множество новых литературных жанров, которые писатели нередко смешивали между собой. Представители этого течения утверждали, что путь к счастью лежит через нравственное самосовершенствование. Именно через эту идею сентиментализм проложил путь к следующему литературному течению — романтизму.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!