Культура, наука и образование в России в первой половине 19 века
В истории России переломным моментом стала первая половина 19 века. Наука и образование тогда начали стремительно развиваться благодаря указам нескольких царей. Появились новые школы, гимназии и университеты, женщины получили некоторые права. А выдающиеся ученые и путешественники сделали множество полезных открытий, которые легли в основу реформ.
Оглавление:
Изменения в государстве
Когда убили Павла Первого, власть принял Александр 1. Ему досталось великое государство — Российская Империя в период своего развития. За последние годы правления предыдущего царя к ее территории присоединились Казахстан, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым, Западная Беларусь.
Численность населения выросла до 40 млн человек, и большую часть составляли крестьяне. Хотя и количество городских жителей стремительно увеличивалось. Это и повлияло на развитие науки и образования. Кратко говоря, период можно связать с ростом государственного бюджета и началом реформ.
Но наука и культура при Александре 1 не получали должного внимания. Все силы народа были сосредоточены на модернизации империи. И только после его реформ начались изменения в системе образования.
Просвещение коснулось всех социальных классов населения, учиться начали даже женщины из крестьянских семей.
Но в почете были точные науки, а искусство и гуманитарные дисциплины развились гораздо позже. Хотя именно 19 столетие считается золотым веком русской классической музыки и литературы.
Начало просвещения
Ученые долгое время изучали особенности образования России в 19 столетии. Прежде всего изучали математику, химию и биологию, физику. Благодаря некоторым открытиям появились новые отрасли в промышленности.
Ученые стремились расширить свои знания и добивались результатов:
- Н. Лобачевский — «неевклидовая» теория в геометрии;
- Н. Пирогов — эфирный наркоз;
- Б. Якоби — метод гальванопластики;
- В. Петров — исследования электрической дуги;
- В. Струве — обнаружил концентрацию звезд в Млечном Пути.
Николай Лобачевский смог разработать новую геометрическую теорию. Позже ее назвали «неевклидовой». А Пирогов долго изучал хирургию, что позволило ему улучшить состояние медицины в России. Он стал первым, кто применил гипсовые повязки и эфирный наркоз. Эти процедуры спасли жизни многих пострадавших на войне солдат.
Физики изучали электричество, а Борис Якоби открыл метод гальванопластики. Позже он создал электродвигатели и несколько телеграфов. Василий Петров смог использовать электричество для плавки металлов и освещения, он исследовал дугу и заряды.
В то время развивалась и астрономия. В 1839 году открыли Пулковскую обсерваторию. Там работал ученый Василий Струве. Он первым обнаружил концентрацию звезд, которая находится в плоскости Млечного Пути.
Все эти открытия и исследования положили начало развитию наук и изменениям в образовательной системе. Для обучения граждан открыли школы и гимназии. В них занимались не только дети, но и взрослые, которые хотели освоить новую профессию или просто научиться читать и писать.
Школы и гимназии
В 1803 году был принят указ о разделении империи на шесть учебных округов. В каждом из них император хотел основать университет. Но исполнение указа затянулось. Хотя в ближайшее десятилетие появилось много учебных заведений:
- 1804 — Казанский университет;
- 1819 — Петербургский;
- 1815 — Институт восточных языков;
- Царскосельский лицей;
- Горный институт;
- Артиллерийская академия.
Примечательно, что при Николае 1 образование стало доступно не всем. Он не открыл ни одного университета и запретил обучаться крепостным. Из-за этого количество студентов в некоторых заведениях сократилось. Хотя император заботился о военном деле и развитии промышленности. По его указу появились Артиллерийская, Инженерная академии, техническое училище в Москве, в каждой губернии появились гимназии. В 1824 году их число достигало 24, а три были открыты в Сибири.
Лицеи позволяли получать образование на уровне, не уступающем институтам. Принимали туда в основном потомков дворянских семей. Хотя такие дети чаще получали образование на дому. Родители нанимали для них частных гувернеров. Обычно это были иностранные педагоги, обучавшие своих воспитанников не только точным и гуманитарным наукам, но и этикету.
А в Лазаревском институте восточных языков готовили русских дипломатов. Благодаря этому учреждению жители империи познакомились с традициями и обычаями других народов. Хотя образование было доступно в основном детям дворян, церковных служителей и купцов, крестьяне тоже обучались грамоте.
Они посещали сельские школы, оканчивали несколько классов, что позволяло им читать и писать.
Особенности образования
В государстве появилось множество заводов и фабрик. И туда требовались грамотные рабочие, которые умели писать, читать, считать и разбираться в технике. Именно поэтому образование стало необходимым для всех социальных слоев населения.
Власти провели ряд реформ, в результате которых в церковных школах начали обучать детей. Но там можно было получать знания только два или четыре года. Более обширные программы существовали в земских школах. А для взрослых занятия проводились в воскресных учреждениях по вечерам после работы.
Научные открытия требовали появления средних и высших учебных заведений. В 19 веке они были в Харькове, Киеве, Одессе, Томске, Риге. Здесь открылись техникумы, университеты и сельскохозяйственные академии.
Хотя царизм продолжал тормозить развитие образования. Только 28% населения были грамотными в 19 столетии. Остальные по достижении 12−14 лет начинали работать, чтобы помочь своим семьям прокормить младших детей.
Положение женщин
При Екатерине Второй образование стало доступно для женщин. И в 19 веке эта тенденция продолжилась. Хороших жен и матерей могли воспитать только в специальных учреждениях. Институты для дворянок были во многих городах:
- Москве;
- Петербурге;
- Астрахани;
- Саратове;
- Нижнем Новгороде;
- Иркутске.
Точные науки женщинам были ни к чему. Их обучали иностранным языкам, ведению домашнего хозяйства и правильным манерам. Особое внимание уделялось рукоделию и искусству. Практически каждая благородная девушка умела играть на нескольких музыкальных инструментах, пела, рисовала. Свое приданое дворянки подготавливали самостоятельно — они шили, вышивали, вязали, плели кружева.
Некоторые девушки изучали по несколько иностранных языков — французский, немецкий, английский. Они читали серьезную литературу, умели сочинять стихи.
Дворянки красиво вели себя в обществе — танцевали, соблюдали застольный этикет, общались с кавалерами. Но они не разбирались в финансах, политике, истории, географии и других науках.
Выдающиеся ученые
Ученые сыграли значительную роль в развитии науки 19 века в России. Стали распространенными не только точные, но и гуманитарные дисциплины. Значительный вклад в развитие образования сделало несколько человек:
- Софья Ковалевская;
- Пафнутий Чебышев;
- Александр Столетов;
- Дмитрий Менделеев;
- Павел Аносов;
- Николай Карамзин.
Софья Ковалевская — одна из первых женщин-математиков. Получить образование в России она не смогла, но после обучения за границей вернулась на родину. Ее труды были признаны во всем мире. Чебышев прославился тем, что пытался связать математические проблемы с естественными науками. Ему принадлежат открытия по теории механизмов и машин.
Столетов занимался изучением фотоэлектрических явлений и магнетизма. В течение 30 лет он преподавал, возглавлял кафедру Московского университета. Химик Дмитрий Менделеев долго работал над периодической системой элементов. И однажды ему повезло — он увидел таблицу во сне. Его формулы и законы изучаются до сих пор в школах и вузах.
Аносову удалось раскрыть тайну древнего булата, благодаря чему он смог создать особые стальные клинки. Ими можно рассекать как твердые материалы, так и шелковые платки. Его исследования стали основой для науки о качественной стали.
А Карамзин по указу Александра Первого писал историю России, хотя он был публицистом, а не ученым. Но за несколько лет упорной работы Николай Михайлович справился с поставленной задачей. Всего из-под его пера вышло 12 томов с описанием значительных событий и выдающихся личностей государства.
Открытия путешественников
Не только ученые внесли свой вклад в науки и развитие образования в империи. Благодаря путешественникам жителям государства стало известно много нового о далеких землях и традициях народов. Многие отечественные географы путешествовали в другие страны:
- Крузенштерн;
- Лисянский;
- Беллинсгаузен и Лазарев;
- Головкин и Литке.
Иван Крузенштерн стал первым путешественником, который отправился в кругосветную экспедицию. Он хотел дойти от Кронштадта до Аляски и выполнил свою задумку. Вместе с ним в плавание отправился Юрий Лисянский, но путешествовали они на разных кораблях. Совместно они исследовали Японию, Китай, Камчатку, Сахалин, острова Тихого океана. После экспедиции географы составили карты изученных мест, а также собрали материалы о народах разных стран.
Беллинсгаузен и Лазарев отправились в южные полярные моря. Но когда они увидели ледяной берег, то подумали, что это уже и есть материк. Но позже географы открыли остров Петра Первого и Антарктиду. Вокруг нее они совершили плавание на небольших кораблях, которые не были приспособлены к суровым условиям полярного круга.
Головкин исследовал Курильские острова и вместе со своими моряками попал в плен к японцам. Спустя три года, в 1814, они вернулись на родину с сообщениями и заметками о далекой стране. А его ученик Литке изучал Северный Ледовитый океан и берега Южной Америки.
Образование первой половины 19 столетия стало доступно практически всем слоям населения.
Возможность обучаться была и у женщин, хотя чаще всего они получали только необходимые для замужества знания и умения.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!