Характеристики главных героев повести Достоевского "Белые ночи"
Художественная проза Достоевского отличается особым драматизмом, взрывающим глубокие пласты мироощущения действующих лиц, образ которых раскрывается в мысленных монологах или в продолжительных сокровенных беседах. Этот литературный прием писатель в полной мере использует в повести «Белые ночи». Характеристика главных героев строится не на авторских отступлениях, а формируется самим читателем на основе мыслей, слов и поступков персонажей.
Оглавление:
Мечтатели и реалисты
Обратившись к википедии, можно сделать вывод, что критики и коллеги по авторскому цеху дали произведению высокую оценку. Один из современников (поэт Аполлон Григорьев) отзывается о повести, как о лучшем, что предложила миру школа натурального сентиментализма. Действие разворачивается в начале лета, когда Петербург погружается в фантасмагорию белых ночей. Главные герои Достоевского — люди среднего класса, по воле случая вовлеченные в общие события.
Описание происшествия ведется от лица двадцатишестилетнего молодого человека, имя которого остается неизвестным, как и род основных занятий. Он и сам признает, что у него «нет истории». Во время ночной прогулки он встречает юную девушку и избавляет ее от домогательств пьяного господина. Инцидент способствует романтическому знакомству. Читатель узнает, что девушке семнадцать лет, зовут Настенька.
Третий персонаж — постоялец материализуется в самом конце действа, но в развитии сюжета повести он не менее важная фигура. Можно сказать, даже больше — без него герои, которые уже упомянуты, никогда бы не встретились.
Порядковое расположение персонажей «Белые ночи» неслучайно. Во-первых, именно в такой последовательности читатель знакомится с ними. Во-вторых, цифровая цепочка располагает действующие лица в соответствии с их жизненными позициями, демонстрируя плавный переход от полного разрыва с действительностью до прагматизма.
Обитатель странных уголков
Именно так, в третьем лице, молодой человек описывает свое жизненное кредо новой знакомой. Он называет себя Мечтателем и характеризует свою жизнь, как «смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и тускло-прозаического, чтоб не сказать: до невероятности пошлого».
Мечты, словно опиум, переносят его душу в мир грез, а разочарование пробуждения гонит из жалкого серого жилища и заставляет бродить по городу «как тень, без нужды и без цели, уныло и грустно». Душа Мечтателя полна противоречий:
- Он гордится, что «богат особенною жизнью» и в то же время сожалеет, что у него «мало действительной жизни».
- Он дает «подробное определение» своему внутреннему состоянию — «какое-то существо среднего рода» и горячо говорит о том, что каждый день мечтает о настоящей любви.
- Молодой человек сожалеет о том, что у него «нет ни друзей, ни добрых знакомых», но при встрече со старыми приятелями чувствует себя словно котенок, которого «измяли, застращали и всячески обидели».
Мечтатель и хочет изменений, и боится их. Он спокойно наблюдает прокуренные стены и паутину на потолке, но если «хоть один стул стоит не так, как вчера стоял, сам не свой». О себе говорит, что «тоже не без дела», где-то служит и имеет тысячу двести годовых. Но служба для него лишь досадная необходимость. Его не заботит карьера и увеличение дохода, так как «он ничего не желает, потому что выше желаний».
Запертая в клетке
Девушка Настенька, с которой случай свел Мечтателя, несмотря на свои семнадцать лет, имеет более трезвый взгляд на обстоятельства. Как человек с большим жизненным опытом, она заявляет, что «много знает, как люди на свете живут». При всем внешнем интересе к новому знакомому и его истории, она сразу пытается перевести отношения в деловое русло, связанное с ее интересами — «ведь не вздор болтать, как вчера».
Вместе с Мечтателем читатель узнает некоторые подробности из жизни Настеньки и о самом предмете ее настоящего интереса:
- девушка — сирота находится на попечении почти слепой бабушки;
- у Настеньки нет близких подруг;
- она прошла домашнее обучение, знает французский;
- после провинности, которую считает незначительной и не сообщает подробностей, «вот уже два года пришпиленная» в буквальном смысле к бабушкиным юбкам;
- влюблена в жильца, который после годичного проживания съехал и отправился по неотложным делам в Москву;
- решительно призналась постояльцу в любви и просила забрать с собой;
- после прошествия оговоренного срока ждет появления возлюбленного и соединения с ним в браке.
Невыразимая скука и ограниченность бытия в обществе слепой бабушки и глухой кухарки побуждают Настеньку к решительным попыткам изменить свою жизнь. Несмотря на холодное отношение постояльца, она сосредотачивает на нем свои надежды и берет на себя инициативу признания в чувствах.
Человек здравого смыла
Последний персонаж появляется ближе к концу истории, скрытый сумраком белых ночей. Герои Достоевского, уже известные читателю, строят планы на их будущую совместную жизнь. Мечтатель восхищен неожиданным счастьем, которое готова составить ему Настенька, в восторге отчаяния отрекающаяся от прежней любви и внезапно загораясь новой надеждой.
В начале своего рассказа девушка упоминает, что «жилец был молодой, нездешний, заезжий». В процессе повествования создается понимание, что постоялец — человек:
- целеустремленный и организованный;
- вполне образованный и не чуждый культуре;
- тактичный;
- порядочный;
- честный.
Он прибывает в столицу не для праздного времяпрепровождения, но чтобы «выхлопотать дело», после чего отправляется на год в Москву, чтобы совершенно все устроить. Жилец не только сам читает передовые для того времени и еще не переведенные на русский язык исторические романы и поэмы Вальтера Скотта и произведения Пушкина, но и приобщает к чтению Настеньку. Постоялец несколько раз возит девушку и ее бабушку в театр.
Молодой человек не пытается флиртовать с Настенькой, даря ей надежду. Ведет себя настолько сдержанно, что девушка считает его внимание результатом жалости к ней, находящейся «в загоне у бабушки».
Постоялец не воспользовался порывом отчаяния тоскующего сердца в личных интересах. Напротив, он пытается утешить девушку и уберечь от несчастий, порожденных излишней поспешностью. Он признается, что беден, ничего не имеет, «даже места порядочного», просит подождать некоторое время — год или более, клянется в верности, но не накладывает на девушку обязательств.
Даже Мечтатель, безумно влюбленный в Настеньку, говорит, что постоялец «поступил хорошо», как «человек деликатный». И жилец выполняет свою клятву.
Что с ними станет
Главных героев произведения «Белые ночи» Достоевский сводит в момент, когда: один из них окрылен неожиданной счастливой надеждой; другая ее теряет, но спешит заполнить пустоту, новым чувством; а третий направлено идет к ее осуществлению.
Дальнейшее развитие событий скрыто от читателя, но угадывается возможный финал:
- Волшебные фантазии Мечтателя «замрут и увянут… придет угрюмое одиночество, придет с клюкою трясучая старость, а за ними тоска и уныние».
- Реалист погрузится в текучку забот и дел, станет чересчур «серьезный, такой как будто гордый».
- Настенька вспомнит, что «может любить только то, что великодушно, что благородно», а тот, кто рядом — слишком приземленный и «недостоин ее».
И всех настигнет печаль о несбывшейся мечте, которая позвала, дала надежду, но так и осталась мечтой. Впрочем, это только домыслы и догадки Пессимиста.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!