Характеристика главных героев и анализ повести «Вий»
Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, который сочетал в себе, казалось бы, несочетаемые вещи — верил и в Бога, и в мистику. Среди произведений этого автора есть довольно большое количество тех, где присутствуют элементы фантастики. Одной из них является повесть «Вий». Характеристика главных героев позволяет лучше понять основную идею произведения.
Оглавление:
Хома Брут
В книге, которую написал Гоголь, поднимается наиболее любимая им тема мистики. Главным действующим лицом повести является философ-студент Хома Брут. У него, как и остальных бурсаков, начались каникулы, и молодые люди отправились отдыхать в родные дома. Во время путешествия Хома, Халява и Горобец были вынуждены остаться ночевать на хуторе, который встретился у них на пути.
Хозяйка хутора — старуха, которая оказалась ведьмой, разместила бурсаков на ночлег, но выбрала их всех жизнерадостного и веселого Хому, чтобы отправиться на нем в полет.
Всю ночь ведьма летала на герое, но ему удалось отбиться от старухи, заколотив ее до смерти поленом. Однако ведьма не может простить философу своей смерти, она будет мстить до победного конца за собственную гибель!
Панночка и Вий
Панночка из «Вия» — дочь Сотника и молодая, но очень сильная ведьма, которая за свой век погубила много людей. Она оборотилась старухой и отправилась к Хоме, чтобы отправиться на нем в полет. Хома отбился от ведьмы, а Панночка от побоев превратилась в красивую девушку и перед смертью попросила отца, чтобы молитвы над ней прочитал философ. Хома делал то, что ему велели на протяжении трех ночей, и все это время ведьма пыталась поймать его, однако Хому спас магический круг, который он начертил для защиты от ведьмы.
Вий — один их главных героев повести. Это страшное существо было начальником гномов и последней надеждой ведьмы, которая горела желанием отомстить философу. Она вызвала Вия, чтобы он отыскал Хому. Существо явилось, как и просила Панночка, но выглядело устрашающе. Оно имело вид косолапого невысокого чудовища с металлическим лицом в земле.
От тяжести век Вий не мог открыть глаза без помощи вурдалаков, которых он призывал специально для этого.
Существо отыскало философа и сообщило о его местонахождении ведьме, которая убила перепуганного Хому. Но духи и гномы не услышали крик петуха и остались заперты в стенах старого храма навеки.
Второстепенные герои
В произведении присутствуют не только главные герои, но и второстепенные персонажи. Они также интересны, а потому стоит изучить их характеристику. Вот основные из них:
- Халява — товарищ Хомы, бурсак, который был богословом. Он остановился на ночлег у ведьмы в ту же ночь, но ему очень повезло — пока ведьма была занята философом, богослов переночевал в ее доме и успешно продолжил свой путь. Халява очень расстроился известию о гибели своего товарища и часто вспоминает весельчака Хому.
- Тиберий Горобец — третий бурсак, который ночевал в таинственной комнате. Он тоже часто вспоминал старого друга, и даже стал философом, как Хома. Тиберий считает, что если бы Хома не испугался нечистых духов, они бы его не убили.
- Сотник — отец панночки, который тяжело переживал смерть дочери. Он выполняет ее последнее поручение и приглашает философа читать молитвы, хотя относится к Хоме весьма недоверчиво. Сотник очень жалеет, что не может отомстить за смерть дочери.
- Явтух — слуга Сотника, старый казак. Его приставили к философу, чтобы он следил за ним и контролировал выполнение всех поручений.
История создания
В основу повести, по словам самого автора, легли записанные со слов очевидцев народные предания. С точки зрения мифологии, существо, представленное Гоголем в образе Вия, являлось потомком чудовища, обладающего способностью убивать одним только взглядом. Это предание рассказывалось восточными славянами из поколения в поколение.
По одной из версий исследователей, слово «Вий» происходит от украинского «вiя», что означает «ресница». Другая версия гласит, что слово имеет этимологическую основу «виться», поскольку ноги чудовища изображены в виде переплетенных между собой корней.
Согласно преданию, Вий не мог самостоятельно поднять веки. Ему необходима была помощь сразу нескольких человек, которые раздвигали их огромными вилами. Одним своим взглядом существо могло убить человека и даже превратить в пепел целый город. Многие исследователи считают, что образ Вия схож с образом Кощея, который тоже не мог поднять собственные веки без посторонней помощи.
Образ в мифологии
Делая анализ произведения «Вий», нельзя не обратиться к теориям относительно мифологического происхождения главного персонажа. Среди исследователей существует точка зрения, согласно которой его прототипом является языческий бог Велес, который был преследуемым православной церковью. Среди всех персонажей «Вия» герой является наиболее колоритным и интересным, хоть остальные и ненамного уступают ему в этом плане.
Некоторые исследователи творчества Гоголя полагают, что по описанию смертоносный персонаж гоголевской повести схож со Святым Касьяном, о котором существует легенда. Оба персонажа обладали способностью убивать взглядом.
Другие сравнения из мифологии:
- Образ, схожий с образом Вия, встречается в фольклорном наследии нескольких народов. В балтийском фольклоре аналогом образа Вия было божество Велс.
- В литовском такими качествами обладал Виелон, покровитель скота.
- В Киевской Руси изображалась статуя Велеса.
Сюжет повести
Сюжет повести Н. В. Гоголя «Вий» начинается с того, что трое товарищей, бурсаков Киевской семинарии, отправляются домой на каникулы. Это главный герой повести философ Хома Брут и его друзья Тиберий Городец и Халява. Молодых людей застала ночь в самом неподходящем месте, но они нашли хутор, где удалось попроситься у старухи-хозяйки на ночлег.
Хозяйка хутора оказалась самой настоящей ведьмой. Ночью она оседлала Хому Брута, вскочив ему на плечи, и улетела на нем в небесные просторы. Однако силой герою удалось победить ведьму — он ее сильно поколотил и прочитал молитвы. Ведьма не собирается прощать философу свою гибель и планирует жестокую месть.
После смерти старуха превратилась в юную девушку Панночку. Оказалось, что это единственная дочь Сотника. Когда отец узнал о гибели Панночки, он захотел убить виновника ее смерти.
Но перед тем как уйти в мир иной, дочь попросила отца приводить к ней философа в течение трех ночей подряд, чтобы он читал над ней молитвы.
Кульминационное событие
Сотник сделал все, как просила его дочь. Хома узнал ведьму в гробу, но было уже поздно. Все, что ему оставалось — спасаться от нее начерченным на полу кругом. При помощи этого защитного символа Хоме удалось продержаться 3 ночи.
Ведьма потеряла надежду убить своего губителя и призвала на помощь страшное чудовище — Вия. Это существо с тяжелейшими веками, которые он не мог поднять без помощи нечистых духов. Он напугал Хому насмерть, но, не услышав первых криков петухов, застрял вместе с нечистыми духами в расщелинах храма. С тех пор ни одна живая душа не осмелилась войти в проклятую церковь. По описаниям автора фантастическое существо было:
- косолапым;
- осыпанным с ног до головы землей;
- с ниспадающими огромными веками.
Когда Вий появлялся, вокруг раздавался страшный волчий вой, а его главные способности — убивать взглядом людей и испепелять целые города. Жертвы гибнут не от физической боли или сжигающего заживо взгляда, а от страха перед ним.
Вия старались лишний раз не беспокоить даже сами ведьмы и вурдалаки, так как он является воплощением ненависти, ужаса и вселенского зла. Вий не может сам передвигаться, ему помогают в этом вурдалаки, они тащат на себе божество и по первому его приказу поднимают ему веки.
Гоголь представил читателю Вия как концентрацию всех подземных сил. Панночка — очень сильная ведьма, которая обладает способностью видеть с закрытыми глазами, но Вий видит даже через защитный магический круг.
Необычно и место действия повести. Автор выбрал с этой целью именно церковь, ведь она является местом, где встречаются и взаимодействуют живые и умершие.
Гоголю удалось описать место действия таким образом, что душа читателя невольно наполняется ужасом и трепетом. В повести церковь представлена темным старым зданием, где добро непрерывно борется со злом.
Экранизации произведения
Зрители могут увидеть несколько экранизаций повести Н. В. Гоголя «Вий». Все картины сняты в соответствующем жанре — мистика и фантастика. Фильмы снимались в разные времена, за счет чего зритель имеет возможность проанализировать развитие искусства спецэффектов. Первая экранизация осуществлена в 1909 году Владиславом Старевичем. Она представляет собой немую короткометражку, которую сразу же признали первым в России фильмом ужасов.
Вторая экранизация относится к 1967 году и представляет собой наиболее успешное воплощение сюжета повести на экране. Картина создана Константином Ершовым и Георгием Кропачевым, а главные роли сыграли небезызвестный Леонид Куравлев и талантливая звезда советского кинематографа Наталья Варлей. Фильм воплотил в себе реалистическое и романтическое начало и стал самым незабываемым проектом автора. Лента признана классической экранизацией «Вия».
Третья экранизация повести осуществлена в 2014 году Олегом Степченко. Картина вышла в формате 3D, а главную роль в ней сыграл Валерий Золотухин. Четвертое и последнее на сегодняшний день воплощение повести — «Гоголь.
«Вий», которую выпустили на экраны в 2017 году. Экранизацию представил Егор Баранов, а в главной роли снялся Александр Петров.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!