Творчество и краткая биография композитора Иоганнеса Брамса
Детство и краткая биография Иоганнеса Брамса (Johannes Brahms) особо ни чем не примечательны. Но в дальнейшем имя популярного деятеля немецкого искусства находится в почетной тройке прославленных композиторов, в которую до этого входили Бах и Бетховен. Одаренный дирижер и музыкант продолжил традиции предшественников, написав десятки произведений для органа, пианино, симфонического оркестра и камерного ансамбля.
Оглавление:
Детство и краткая биография Иоганнеса Брамса (Johannes Brahms) особо ни чем не примечательны. Но в дальнейшем имя популярного деятеля немецкого искусства находится в почетной тройке прославленных композиторов, в которую до этого входили Бах и Бетховен. Одаренный дирижер и музыкант продолжил традиции предшественников, написав десятки произведений для органа, пианино, симфонического оркестра и камерного ансамбля.
Юношеские годы
Иоганнесу Брамсу, который родился 7 мая 1833 года, посчастливилось, поскольку мальчик родился в семье талантливого немца Иоганна Якоба Брамса, умевшего играть на духовых и струнных музыкальных инструментах. После согласия супруги, которая трудилась домашней швеей, Иоганн Якоб начал учить среднего сына нотам и основам игры на виолончели и скрипке.
В 1842 г. ребенка отдают на попечительство наставнику Отто Косеелю, чтобы он научил его основам пианино и композиции. С помощью опытного педагога Иоганнес уже в возрасте 10 лет стал давать концерты, а в 1845 г. он самостоятельно сочиняет свою первую сонату.
Родители не одобряли специализации на композиции, однако у учителя получилось их переубедить, и Брамс переходит в класс композитора Эдуарда Маркессена, который был воспитан на музыке Гайдна, Моцарта, Шуберта.
В 1849 г., когда юный пианист и композитор начал постоянно давать концерты, компания из Гамбурга Cranz получила права на его произведения и опубликовала нотные партии, которые были подписаны псевдонимом G. W. Marks. Настоящее имя Иоганнеса начали указывать с 1851 г., когда были опубликованы песни «Возвращение на родину» и «Скерцо ор.4», через время уничтоженных из-за неудовлетворенности и влечения к перфекционизму.
Из-за этого поступка в обществе стали распространяться интересные слухи о том, что Брамс уничтожил свои ранние композиции, поскольку их исполняли в борделях и барах, однако это было неправдой, и эту тему разговоров скоро закрыли.
В Дюссельдорфе Иоганнес знакомится с талантливым скрипачом Шуманом, в Ганновере — с Иоахимом, в Веймаре — с Листом. Первый высоко отзывается в газетах об одаренности Брамса. До конца жизни Иоганнес преклонялся перед произведениями Шумана, а его любовь в Клару Шуман (она была старшего примерно на 15 лет) стала в дальнейшем безграничным обожанием.
Творческая деятельность
В 1857 г. после небольшого периода, который Брамс провел в Дюссельдорфе вместе с Шуманом, Иоганнес занимает должность придворного композитора в Детмольде (являлся последним знаменитым музыкантом, находившимся на службе при дворе). В 1859 г. возвращается в Гамбург на пост директора хора.
В то время он уже был знаменит в качестве исполнителя, но композиторская деятельность еще не была признана. Практически всем людям того времени музыка Иоганнеса казалась очень традиционной, сориентированной на консервативного слушателя. С юности Брамс предпочитал Лейпцигскую школу — умеренный стиль в романтизме.
В 1851 г. это направление утратило симпатии «прогрессивных» исполнителей, они предпочитали Вагнера и Листа. И все же некоторые сочинения принесли ему популярность, как среди знатоков, так и среди обычных слушателей, в частности, это:
- Концерт для пианино соч.15.
- Оркестровые Серенады соч.11.
- Фортепианный квартет соч.25.
- Фортепианные Вариации соч.24.
Венский период
В 1862 г. Иоганнес возглавляет Певческую школу в Вене. В следующие годы выступает в качестве музыканта и дирижера хора, гастролирует по миру. В 1865 г знакомится с Вагнером, который сначала симпатизировал ему. Но скоро отношения сильно изменились. Это стало причиной газетной войны между «вагнерианцами» и «брамсианцами». Дебаты между двумя «партиями» значительно повлияли на музыкальную жизнь Германии 1870-х годах.
В 1868 г. Иоганнес полностью переезжает в Вену. Последняя его должность — руководитель Общества друзей музыки. «Немецкий реквием» и оркестровые Вариации приносят ему мировую известность.
Пик творчества длится у композитора до 1890 г. В это время появились его основные произведения:
- Концерт для скрипки соч.77.
- Три сонаты для пианино.
- Четырехчастный Второй концерт для пианино соч.83.
- Песни для голоса Feldeinsamkeit.
- Вторая соната для виолончели соч.99.
В 1880 г. Иоганнес знакомится со знаменитым дирижером и музыкантом Бюловым, который тогда руководит Майнингенским оркестром. Силами последнего осуществили премьеру Четвертой симфонии. Все лето Брамс обычно отдыхал на курорте, где работал в основном над инструментальными и камерными произведениями.
В 1891 г. Иоганнес решает оставить сочинение музыкальных композиций, но через время передумывает. В период 1891—1894 гг. он пишет:
- Квинтет для струнных и кларнета соч.116.
- Трио для виолончели и пианино соч.113.
- Несколько пьес для фортепьяно.
- Сонаты для пианино и кларнета соч.119.
Его творческая биография заканчивается в 1897 г. вокальным произведением для фортепиано и баса соч.122 «Четыре строгих напева».
Новаторство Брамса
Являясь последователем Лейпцигской школы, Иоганнес сохраняет верность классическим формам «абсолютной», не программной музыки, однако внешний традиционализм композитора сильноизменчив. Только лишь четыре симфонии соблюдают четырехчастную схему, которая устоялась с периода венского классицизма, но драматургический стиль цикла постоянно реализуется Брамсом по-другому.
Общее для всех этих симфоний — повышение смыслового значения финала, в этом плане он соперничает с первой частью. Большим многообразием драматургических решений характеризуется ансамблевая и камерная музыка Иоганнеса. Причем все его множественные трио, сонаты, секстеты, тоже не отступают от классических трех- и четырехчастных схем. Композитор поднял на другой уровень технику вариации.
Для Брамса это не только способ создания крупных форм, но и главная техника работы с мотивами, которая позволяет добиться высокой интенсивности тематического развития даже на относительно малых пространствах (в этом плане Иоганнес был неизменным поклонником позднего Бетховена).
Техника Брамса по мотивной работе сильно повлияла на Шенберга и его воспитанников — композиторов новейшей венской школы. Новшество Иоганнеса ярко проявляется и в сфере ритма, у него он необычно свободен и активный за счет частых и разнообразных синкоп.
Композитор с одинаковой уверенностью себя чувствовал и в области «ученых», интеллектуальных сочинений для специалистов в музыке, и в сфере популярных «легких» произведений, об этом убедительно говорят его «Венгерские танцы», «Вальсы — песни любви» и особо «Цыганские песни», которые и сегодня выполняют функцию высококлассной развлекательной музыки.
Интересные факты
Родители Иоганнеса были очень странными людьми, но при этом их брак можно было считать удачным. Во время свадьбы отцу Брамса было 25 лет, а матери Джоанне Хенрике Кристиане Ниссен — уже 40. Она хромала, поскольку одна нога была чуть длинней второй и имела довольно болезненную внешность. Вместе родители Иоганнеса жили почти 40 лет, но затем Иоганн Якоб бросил жену. Джоанна прожила после этого год и умерла от инсульта. Иоганнес очень тяжело переживал распад семьи, а затем смерть матери.
Другие факты о композиторе:
- Любимой игрушкой Брамса в детстве были оловянные солдатики. Он мог подолгу выстраивать свою армию. Уже повзрослев он не оставил это увлечение. Иоганнес так и играл в солдатиков.
- Брамс любил чистить обувь для себя. Он говорил, что в это время в его голове появляются самые прекрасные звуки музыки.
- Летом он отдыхал на курортах, поправлял здоровье и вдохновлялся для создания новых сочинений. Зиму проводил в Вене, играя концерты.
- Также страстью Композитора было чтение. Причем читал он очень много. Это было его потребностью, развлечением и отдыхом.
Кратко о личной жизни
Невзирая на признание в творчестве и свою известность, Иоганнес так и не смог отыскать счастья в личной жизни и, с учетом архивных данных, отраженных в Википедии, у него никогда не было ни жены, ни детей. Брамс чувствовал непонятную страсть к Кларе Шуман, однако даже после трагической гибели ее мужа, талантливого композитора и скрипача, был с ней в теплых отношениях и держался открыто проявлять свои чувства.
В 1859 г. желание семейной жизни заставило музыканта повенчаться с юной Агатой Зибольт, она обладала изяществом аристократки и проникновенным голосом, который ласкал слух. Однако обида Клары и сплетни, появившиеся вокруг этого брака, привели к распаду союза, что оставило след в произведении в Струнном секстете соль минор.
После этого Иоганнес замкнулся в себе, он выражал эмоции лишь в своих музыкальных сочинениях, и только позволил себе небольшую, ничего не значившую связь с певицей Аличе Барби и дружбу с его почитательницей Элизабет фон Герцогенберг.
В 1896 г. у Иоганнеса диагностировали желтуху, вызвавшую опухоль в печени, через время полностью поразившую организм. Но уже слабый музыкант продолжает сочинять произведения и появляется на публике, руководя оркестром. Последний концерт, который состоялся весной в 1897 г., вызвал множество оваций, и Брамсу много раз пришлось выйти на сцену, чтобы поблагодарить слушателей за такой прием.
Через несколько недель состояние стало хуже, и Иоганнесу пришлось отказаться от похода на премьеру оперетты Штрауса «Богиня разума». Последние дни он провел в своем доме в Вене, прикованным к кровати. В результате рак печени забрал последние силы Брамса и был причиной его кончины 3 апреля 1897 г. Его похоронили на австрийском кладбище и установили памятник по проекту Виктора Орта.
По масштабности творческой биографии Иоганнеса нередко сравнивают с двумя «знаменитыми Б.»: Бетховеном и Бахом. Если даже такое сравнение немного утрировано, оно вполне оправдано в плане того, что творчество этого композитора знаменует собой синтез и кульминацию огромной эпохи в музыкальной истории.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!