Характеристика главных героев «Повестей покойного И. П. Белкина»
Повести Пушкина, входящие в цикл «Повестей покойного Белкина», имеют много общего. В них поднимаются проблемы человеческого счастья, жизни и смерти, смысла земного существования. Характеристика главных героев «Повестей Белкина» даст возможность учащимся по-новому взглянуть на тематику и содержание произведений.
Оглавление:
История создания, биография рассказчика
В декабре 1830 года Пушкин в письме к Плетневу сообщил, что написал пять повестей, «от которых Баратынский ржет и бьется». В 1831 году они были напечатаны отдельной книгой под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.». Для избежания конфликта с цензурой он взял себе псевдоним, а сам выступил в роли издателя. В последней редакции произведения были опубликованы в следующем порядке:
- «Выстрел».
- «Метель».
- «Гробовщик».
- «Станционный смотритель».
- «Барышня-крестьянка».
Была задумана и шестая повесть «История села Горюхина», но она осталась незаконченной и не вошла в состав цикла. Порядок расположения произведений связан не только рассказчиком, но и тематикой и жанрами. Первые два навеяны романтикой, в названиях «Гробовщик» и «Станционный смотритель» лежит профессиональная и должностная принадлежность, последнее имеет отношение к сословиям.
Герой, который объединяет все истории, — сочинитель Иван Петрович Белкин, персонаж-повествователь, помещик из села Горюхина. Его биографию читатели узнают из письма одного «почтенного мужа». Родился он в 1798 году от «честных и благородных родителей». Грамоте и другим наукам учился у деревенского дьячка, который и пристрастил его к сочинительству.
Пять лет Белкин отслужил в егерском полку, выпивкой не увлекался, но был слаб до женской красоты. Умер от простуды в 1828 году, так и не увидев в печати «своих» сочинений. Построены они определенным образом: герой-романтик заранее сочиняет жизненный сценарий, но жизнь предоставляет ему еще более необычный сюжет или толкает к гибели.
Сам рассказчик тоже определил свой жизненный путь в романтическом духе, но судьба распорядилась иначе, не предложив, как его героям, счастливую развязку. Как сообщает «почтенный муж», после смерти сочинителя все рукописи использованы на оклейку окон и другие нужды по хозяйству.
Сильвио из первой повести
По описанию рассказчика, полковника И. Л. П., главный герой повести «Выстрел», отставной гусар Сильвио, предстает перед читателем довольно противоречивой личностью: резкое злоречие сочетается с «простодушием и необыкновенной приятностию». Он резок и груб с окружающими, но добр и приветлив в разговоре с рассказчиком. Автор указывает на двойственность натуры героя, наделяя его целым рядом характеристик и обращая внимание читателя на непростой характер этого человека.
Его таинственность выражалась в том, что он имел иностранное имя, жил небогато и в то же время сорил деньгами, устраивая для офицеров угощения с большим количеством дорогого шампанского. Он всем разрешал брать книги из библиотеки, не требуя их возврата, был высокомерен и никогда не отвечал оскорблением на оскорбление, чем удивлял многих. Речь его, как бывшего военного, отличалась четкостью и прямотой.
Между тем в тексте неоднократно подчеркивается внутренняя озлобленность Сильвио: «сверкающие глаза и дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола», «пробегая письмо, глаза его сверкали». Отношение к Сильвио пошатнулось, когда он за игрой в карты, получив непростительное, по мнению всех сидящих за игровым столом, оскорбление, не только не вызвал обидчика на дуэль, но впоследствии даже помирился с ним.
Как позже объяснил Сильвио, если бы он мог «наказать пьяного сумасброда, не подвергая вовсе» своей жизни, то он бы никогда не простил его. Оказывается, шесть лет назад он получил незаслуженную пощечину от одного «вечного любимца счастия». Враг его еще жив. Когда молодые люди встретились на дуэли, его противник выстрелил мимо. За Сильвио тогда осталось право выстрела, так как он не мог убить человека, который равнодушно относится к своей жизни.
Его бесило, как тот, ожидая выстрела, как ни в чем не бывало ел черешню, сплевывая в сторону противника косточки. Все эти годы он жаждал мщения. Час этот настал, когда граф надумал жениться. Вот теперь-то, думал Сильвио, ему жизнь дорога будет. Их роковая встреча произошла в имении графа, где они с женой проводили медовый месяц. Со слов графа, поединка не случилось, потому что его нареченная бросилась дуэлянту в ноги, умоляя не стрелять.
Сильвио, увидев на лице врага робость и смятение, сказал: «Я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». С той поры, пишет рассказчик, они не виделись. По слухам, Сильвио уехал в Грецию, принял участие в восстании под руководством Александра Ипсиланти и в одном из сражений был убит.
Марья Гавриловна
Марья Гавриловна — главная героиня повести «Метель», сюжет которой поведала Белкину дама К. И. Т. Девушка семнадцати лет с приятной внешностью является дочерью помещика Гаврилы Гавриловича, человека добрейшей души. Начитавшись любовных французских романов, она жила в ожидании романтической любви. И вот наступает желанный момент, когда в девушку влюбляется бедный армейский прапорщик.
Они пишут друг другу пламенные письма и, зная, что родители будут против их свадьбы, задумывают некий романный план. По их мнению, будет тайное венчание, затем, как и должно быть, вначале родные будут гневаться, но потом пожалеют влюбленных и смирятся. Начав осуществлять свой план, она написала письма подруге и родителям, запечатав тульской печаткой с «двумя пылающими сердцами». Перед важным событием ей снятся сны, как Светлане из баллады Жуковского.
Но как обманывается читатель, когда после побега видит Марью Гавриловну в ее теплой девичьей постели, а в доме все по-старому. Сама она после такого обмана заболевает. Жизнь не похожа на роман, все случилось не так, как она мечтала. В их задуманный с женихом сюжет вторглась вполне реальная метель, в результате которой Владимир теряет дорогу, а когда приезжает в церковь, узнает, что венчание состоялось с другим.
Подумав, что девушка его обманула, он уезжает на войну и погибает в Бородинском сражении. Метель, вошедшая в жизнь девушки, помешала ее венчанию с возлюбленным, но помогла встретить настоящего избранника, гусарского полковника Бурмина, с которым судьба ее свела в ту злосчастную ночь после побега.
Адриян Прохоров
Главный герой повести «Гробовщик» — Адриян Прохоров. Историю о нем, московском гробовщике, Белкину рассказал приказчик Б. В. Характер у мужчины соответствовал его ремеслу: был угрюмый и задумчивый. Он даже не может как следует порадоваться тому, что недавно переехал со своей семьей в купленный недавно домик на Никитской. Его волнует почти гамлетовский вопрос: умрет или не умрет купчиха Трюхина, «которая уже около года находилась при смерти», а если умрет, то пошлют ли к нему за гробом. Мучают его и другие великие сомнения:
- не рано ли устроено новоселье;
- далеко ли будет ехать от Никитской до клиентки.
Но веселые замечания автора, рассыпанные по тексту, немного скрашивают мрачные описания жизненных перипетий гробовщика. И правда, какая это жизнь, когда смерть становится источником выгоды, а человек является лишь потенциальным наполнителем гроба. Недаром, когда он был на свадебном юбилее соседа, кто-то из гостей пошутил, предложив тост за тех, на кого они работают, а значит, и за здоровье мертвецов.
Придя домой хорошо захмелевшим, Прохоров находит у себя в гостях «православных мертвецов», пришедших напомнить, как он наживался на их кончине. После сцены, пародирующей фильм ужасов, автор помещает героя в мещанскую идиллию: просыпаясь солнечным утром, он снова хочет радоваться жизни. Мир мертвых уходит из его окружения, порядок восстанавливается.
Самсон Вырин
Самсон Вырин — станционный смотритель на почтовой станции, еще нестарый мужчина, вдовец, всю жизнь прожил ради дочери Дуни. Они и есть главные герои произведения «Станционный смотритель». Как сообщает автор, работа смотрителя тяжелая и нерадостная, он слышит постоянные упреки и жалобы путников вместо благодарности за помощь и кров. Конечно же, Вырину известны истории, когда, соблазнив бедную девушку, какой-нибудь знатный господин выбрасывал ее на улицу. Заметив ухаживания Минского за Дуней, отец очень забеспокоился за ее судьбу.
После того как дочь сбежала с гусаром, старик совсем захирел, опустился. Пробовал вернуть Дуню, но Минский прогнал его, сунув в карман несколько банкнот. Девушка была счастлива и не захотела возвращаться домой. Отец это видел, но не хотел признавать. Так и умер от горя и тоски по дочери. После смерти отца Дуня посетила его могилу и долго-долго плакала. Что было в этом плаче, читатель никогда не узнает. Может быть, вина перед отцом или скорбь по прошедшим годам.
Алексей Берестов и Лиза Муромская
Алексей Берестов и Лиза Муромская — герои повести «Барышня-крестьянка». Алексей, сын помещика Берестова, после окончания университета приезжает в родовое имение. Он мечтает стать военным, но согласия отца не получает. В ожидании его юноша беззаботно проводит время, смущая местных барышень на выданье, специально придавая своему облику таинственный и романтический вид.
Барышня из соседнего имения Лиза и ее служанка Акулина решили поменяться платьями. Лиза хотела, чтобы он полюбил ее в образе бедной девушки. Молодой человек влюбился в нее всем сердцем.
Особенно поразило девушку благородство юноши: он готов был жениться на бедной девушке. Алексей показал самые лучшие черты дворянина, не считавшего препятствием для женитьбы социальное положение избранницы.
Простоту и наивность Акулины он считает превосходящими качествами перед наигранностью знатных дам. Заговор раскрывается, но молодые люди счастливы. Скорее всего, окажись Лиза действительно служанкой, родители Алексея ни за что бы не согласились на этот неравный брак.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!