Черты романтизма в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман Лермонтова объединен характеристиками неприукрашенного творчества и романтического оттенка. События автором книги поданы с особым подходом, в последовательности ее частей нарушена хронология.
Оглавление:
Идейное и художественное направление, а также черты романтизма в романе «Герой нашего времени» после прочтения произведения становятся доступнее и ближе.
Основная мысль
«Герой нашего времени» — литературное произведение о сложном и противоречивом характере главного персонажа. Основной дилеммой романтизма здесь является проблема личности. Герой — простой человек, представитель своей эпохи. Произведение объединяет реализм с романтизмом, которые раскрываются в главах:
- «Бэла»;
- «Тамань»;
- «Княжна Мери».
Особенности нрава Печорина раскрывают реальные действия, он удрученный и несчастный, а его душевное жизневосприятие приводит к трагедии сильной личности.
Романтизм природы
Действия романа происходят на Кавказе, хоть и в разных его частях. От чтения настроение поднимается, душа трепещет от красоты южного края и вольности гор. Персонажи романа дышат приятным ароматом цветов, чистым горным воздухом. У каждого героя свое восприятие природы. В романтических сценах она манит своей красотой, олицетворяясь с любимой женщиной. В эпизоде поединка и смерти героя она роковая и угрожающая.
В главе «Тамань» морская пучина по характеру похожа на бандитов, которые бунтуют против морали закона, а деньги для существования силой отбирают у других. Не все персонажи произведения, что весьма закономерно, вдохновляются природой. Познать окружающий мир дано не каждому. Для тех, кто скуден душой, и горные пейзажи, и цветочные — что-то обыденное, просто фон. Для героев, в душе у которых кипят страсти, природа — место для отдыха (Максим Максимович, Бэла).
Печорина также вдохновляет природа. От проблем и угрызений совести он отправляется в горы, чтобы найти возможность избавиться от желания битвы, излишних порывов и инициативности.
Сердце главного персонажа пребывает в поисках бури, и он ее находит. Романтическое настроение выливается в воссоздание волшебной красоты юга державы.
Романтические сцены
В «Герое нашего времени» романтизм и реализм показаны на одной ступени, ведь все романтичное настроение персонажей описано в реальных событиях. Лирика и любовь — схожие между собой понятия. Нежные отношения между Григорием и дочерью татарского князя вначале миловидны и прекрасны. Прямодушие Бэлы необычайно очаровательно.
Любовью пронизаны сцены, в которых описано желание Печорина завоевать сердце молодой княжны. Их чувства безнадежно убиты, любви больше нет. Любовные сцены и черты романтизма в «Герое нашего времени» в романе читатель наблюдает в главах:
- «Тамань»;
- «Княжна Мэри».
Действия в главе «Тамань» пронизаны реалистическим романтизмом. Персонаж рассказа — дикарка Ундина. Она загадочная и особенная. Незрячий слуга и красивая девушка — разве не лирика? Главный герой в этой части представлен нехладнокровным мужчиной, измученно улыбающимся прелестницам на водах Пятигорска.
«Честный» бандит Янко, сражающийся со стихией, решается на рискованный поступок. Он живет по неписаным правилам, его вольная жизнь похожа на жизнь свободного горца. Она противопоставлена обществу контрабандистов. Бессмысленность бытия Григория Печорина становится видна на фоне бурлящих страстей между другими героями. В произведении «Герой нашего времени» реализм и романтизм в сценах проявляются одновременно.
Глава «Княжна Мери» пронизана лирикой, чувствами и природой. Происходит разочарование от встречи с Марией Лиговской. Возникают старые чувства к Вере, она одна из всех женщин, которая поняла главного героя, восприняла его таким, какой он есть, с его недостатками, слабостями и печалями. Именно это оттеняет безысходное одиночество Печорина, когда рядом бушуют новые чувства.
Поединок в судьбе героя ничего не меняет, симпатия, как и любовь, ему не нужна. Он не может проявлять свою любовь, не умеет чем-либо жертвовать ради окружающих его людей.
Главный герой — романтик в произведении
Главного персонажа автор представляет читателю особенным и многоликим человеком. Он неподражаем в своих действиях. Печорин ничего не делает, как должно быть. Для героя рационализм на первом плане, а это и есть его трагическая безысходность. Лирика — первооснова его стремлений.
Признаки романтизма в произведении «Герой нашего времени» проявляются во всех главах. Григорий с бывшими приятелями решает спорные вопросы посредством поединка. Проверяя Грушницкого на наличие остатков совести, Печорин испытывает и его, и свою судьбу, что не может не проявиться на настроении читателя.
Григорий знает, что ему подают разряженное ружье, но ждет от противника правды. Печорина не пугает смерть, он стремится отыскать свое место в жизни, идет против судьбы. Лирический романтизм гибнет под натиском реальности, апатии и рассудительности.
Читателя персонаж пленит, метания его души оказываются понятны. Насколько он задумчив и индивидуален, настолько и реалистичен.
Последняя глава
В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.
Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич. М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.
По страницам произведения плечом к плечу идут реальность и романтика — две грани жизни. Если представленную информацию взять за основу личных суждений, будет проще писать сочинение по русскому языку о романтизме романа «Герой нашего времени».
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!