Характеристика главных героев романа «Мастер и Маргарита»
Роман Булгакова можно назвать самым необычным произведением своего времени. Оно не было доступно читателям довольно длительное время. Это происходило по причине его острой социальности. Если исходить из характеристики главных героев, «Мастер и Маргарита» содержит описания реальных людей — видных политических деятелей того времени. Это ставило жизнь и свободу автора под угрозу, ведь он наделил своих персонажей чертами, которые ему были ненавистны в человеке.
Оглавление:
История создания романа
В каком именно году автор начал работу над своим произведением, неизвестно. В одних источниках указывается 1928 год, в других — 1929. Но доподлинно известно, что первую рукопись романа Булгаков сжег в марте 1930 года. Это произошло по причине того, что редакция запретила выпуск пьесы с названием «Кабала святош».
То название, с которым сегодня знаком практически каждый читатель, появилось только в 1937 году. До этого было еще два — «Князь тьмы» и «Фантастический роман».
Окончен роман полностью был летом 1938 года. Но поправки и какие-то изменения автор вносил на протяжении всей своей жизни. В общей сложности написание произведения велось более 10 лет.
Булгаков так и не дожил до выхода своего творения в свет. Впервые роман был опубликован в одном из литературных журналов в 1966 году. При этом редакторы сильно сократили произведение. Но супруга великого писателя сохранила все его рукописи и добилась того, чтобы свет увидело это великое творение. Именно так персонажи «Мастера и Маргариты» обрели бессмертие.
Главные персонажи
Булгаков, когда спалил первую рукопись романа, рассказывал о том, что сжег произведение о дьяволе, ведь основным персонажем является Воланд, вокруг которого и разворачивается весь сюжет.
Но не только сатану принято считать главным героем этого романа.
Здесь также имеет место человеческая сущность, страдания и чаяния, которые переданы через двух людей:
- Мастера;
- Маргариту.
Но эти персонажи в романе появляются не сразу. Мастер появляется в 12 главе, Маргарита — в 19. Тем не менее они являются центральными фигурами произведения, без которых оно бы не было столь красочным и полным.
В мире филологов до сих пор ведутся споры по поводу того, кто из представленных персонажей важнее. Но все они сходятся во мнении, что без этих троих произведения не было бы.
Воплощение зла — Воланд
Первая встреча с персонажем происходит в уже на первых страницах книги. Впечатление от этого момента остается довольно противоречивое. Воланд сам по себе двойственная натура. Автор смог показать это весьма наглядно, представив действующее лицо в образе человека с глазами разного цвета, бровями разной высоты и противоречивым характером. Воланд одновременно хитрый и циничный, щедрый и благородный.
Рядом с ним всегда гуляет непостоянство речей, чувств и ощущений. Именно с этим столкнулись Берлиоз и Иван при первой встрече с профессором Воландом. Они запутались в своих мыслях, пока слушали повествование мужчины о вещах, несовместимых с реальной жизнью.
Воланд посетил Москву вовсе не для того, чтобы рассказывать истории. У него есть определенная цель — внести хаос в жизнь людей. И с этим прекрасно справляется его свита. Они размещаются в театре «Варьете», где и проводят сеансы черной магии. Здесь дамам обещают новые прекрасные наряды, а затем они убегали в одном белье. На зрителей сыпались несметные богатства, которые при выходе из зала превращались в обычные бумажки.
Но все эти несправедливые чудеса происходили не просто так. Через подобные казусы автор передает стремление Воланда показать людям, что каждый грех наказуем. Наверное, это первое произведение, в котором сатана является хранителем равновесия между добром и злом.
Свое истинное лицо мессир открывает на балу, с которого он исчезает вместе со всей своей командой. Этот персонаж сыграл огромную роль в жизни многих людей. Он смог их изменить радикально. Не зря этот герой является центральной фигурой всего повествования.
Описание Мастера
Если представить персонажей «Мастера и Маргариты» списком, то следующим в нем будет Мастер. Он является дипломированным историком, мечтающим написать свою книгу. Эта мечта стала реальностью после выигрыша в лотерею крупной суммы. Но она не принесла Мастеру ничего хорошего.
Он создает произведение о Понтии Пилате и Иешуа, истолковав Евангелие по-своему. Но в литературных кругах роман не находит отклика, после чего писатель сходит с ума от безысходности и отчаяния.
Этот персонаж практически безымянный. Во всем произведении ни разу не упоминается его имя. Мастером мужчину назвала Маргарита. Но своего прозвища писатель жутко стеснялся и часто говорил, что у него нет ни имени, ни фамилии.
Мужчина внешне довольно привлекателен, но тоска в глазах полностью стирает лоск. Если задуматься о том, с кого писались герои произведения, то в роли Мастера предстал сам Булгаков. В романе представлены некоторые события из его жизни. Персонаж сжигает свое творение, как и сам автор «Мастера и Маргариты», а главная героиня спасает часть романа. Именно так поступила третья жена Булгакова, когда увидела, что дело стольких лет было брошено в огонь.
О времени и причинах попадания Мастера в лечебницу писатель ничего не говорит. Многие критики склоняются к тому, что автор таким образом делает отсылку к 30 годам и репрессиям, во время которых человек мог пропасть бесследно. Но есть и те, что утверждают, будто бы роман остался незаконченным и последние главы не были доработаны.
Нежная и страстная Маргарита
Маргарита Николаевна — подруга Мастера, которая была с ним разлучена. Она принимает приглашение Воланда стать королевой на предстоящем балу. За это она получила обещание об исполнении одного из своих желаний. Самой заветной мечтой женщины стало воссоединение с любимым Мастером.
В целом же героиня представляет собой собирательный образ нескольких женщин. Одна из них — это Гретхен из произведения Гетте «Фауст», которое и легло в основу романа Булгакова. Но больше всего персонаж похож на супругу автора. В сочинении даже есть сцены, которые описывают встречу писателя с женой и их отношения. За главными героями скрываются Булгаков и его возлюбленная.
Маргарита — красивая, но очень скучающая жена обеспеченного человека. В ее жизни нет никакого смысла. Но все полностью меняется после знакомства с Мастером. Она его любит всем сердцем и не хочет потерять. Женщина готова на все ради того, чтобы спасти любимого.
Демонические герои
Воланд и его подручные часто не сами создают беспорядки в городе. Они являются простыми наблюдателями того, как разлагается общество с низов до элиты. Свита сатаны состоит из пяти персонажей с очень интересными талантами:
- Коровьев-Фагот;
- кот Бегемот;
- Гелла;
- Азазелло;
- Абадонна.
Все они следовали букве собственных законов и меняли мир вокруг себя по своему усмотрению и приказу господина. Так, Коровьев-Фагот был правой рукой Воланда и мог сделать все, что бы тот ни приказал. Это демон, который мог сложиться в несколько раз и пролезть в любую щель, чтобы угодить сатане.
В произведении Фагот предстает в нескольких ролях — переводчиком, мошенником и даже регентом. Но его истинная сущность скрыта надежным пологом. Это самый умный и хитрый демон, который есть в аду, поэтому вокруг него постоянно творятся непотребства, исполняются худшие мечты и желания людей. Но он же и наказывает человека за то, что тот осмелился желать чего-то плохого, полностью извращая его чаяния.
Кот Бегемот — это шут и самое любимое развлечение сатаны. Он может примерить на себя совершенно любую личину и стать тем, кем ему захочется. Кот символизирует такие черты характера, как распутство, чревоугодие.
Согласно системе распределения ролей в романе Гелла является любимой слугой Воланда. Это вампирша, которая может выполнить любое поручение. В произведении она представлена красивой рыжеволосой девушкой, которая могла свободно перемещаться по воздуху и входить в любые помещения. Она чем-то отдаленно напоминает ведьму. Именно так ее воспринимает Маргарита.
Азазелло — это вербовщик. Он находит и приводит к Воланду людей, которые способны творить зло. С виду это совершенно непривлекательный герой, которого даже Маргарита называет разбойником. Внешность Азазелло довольно странная — выпирающие скулы, рыжеватые волосы, торчащий клык. Полосатый костюм и котелок на голове довершают образ.
Абадонна же выступает в роли посредника между миром добра и зла. Она относится очень участливо как к людям, так и к демонам.
В произведении Булгакова портреты героев представлены настолько гармонично и полно, что читатель может подробно представить себе каждого из них. Все сцены в романе продуманы до мелочей, что показывает важность и значимость любого персонажа. При написании сочинения ученикам проще сделать сравнительный анализ характеров персонажей в виде таблицы, в которой будут наглядно представлены положительные и отрицательные черты.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!