Кратко о биографии и творчестве Франца Йозефа Гайдна
Франц Йозеф Гайдн — известный австрийский композитор, ворвавшийся в музыку в XVIII веке. Особый интерес вызывает жизнь этого великого человека. Судьба маэстро была переменчива, но в конце жизни он стал едва ли не самым знаменитым композитором. Современники восхищались эмоциональностью его музыки. Кратко биографию и творчество Гайдна изучают в школе в рамках знакомства с произведениями этого великого композитора.
Оглавление:
Детство и юность композитора
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревушке Рорау, расположенной на берегу реки Лейты вблизи венгерской границы. Его отец, каретный мастер Матиас Гайдн, и мать, прислуга на кухне, увлекались пением. Папа играл на арфе, не зная нотной грамоты.
Талант мальчика проявился в 5 лет, но в деревне не было возможности обучаться музыкальному искусству. Франца забрал к себе дядя в город Хайнбург-на-Дунае. С тех пор жизненный путь ребенка был определён: вся его жизнь была посвящена музыке.
Йозеф имел абсолютный слух. Он обучался пению и игре на фортепиано, овладел струнными и духовыми инструментами. Мальчик обладал редкой чистоты дискантом. Голос маленького Гайдна был настолько красив, что его заметил композитор Георг фон Рейттер и пригласил к себе в капеллу петь в хоре Собора Св. Стефана в Вене.
Обучение пению и игре на музыкальных инструментах продолжалось около десяти лет. Но системного образования он не получил, учеба проходила медленно, поскольку не было средств ее оплачивать. С мальчиками-певчими обращались грубо, их избивали, плохо кормили.
Чтобы сохранить голос Йозефу, Рейттер предложил ему стать кастратом. Отец, узнав об этом, поспешил в Вену и воспротивился такому предложению. Сообщение возмутило его. Это предопределило дальнейшую судьбу подростка. Из-за безобидной проказы в 17 лет Йозефа изгнали из капеллы. Мутация голоса не позволила сразу найти новую работу.
Очень трудным был для молодого музыканта следующий десяток лет. Не имея угла и будучи голодным, он играл на скрипке в бродячем ансамбле. Чтобы учиться дальше, он стал слугой Никола Порпоры — знаменитого итальянского композитора и преподавателя. Плата за учёбу была высокая, но Гайдн получил разрешение присутствовать на уроках, сидя за занавеской. Порпора заметил одарённость юноши и предложил ему стать личным компаньоном-камердинером без оплаты за уроки гармонии и теории музыки.
Йозеф дополнительно изучал теорию композиции и труды великих музыкантов, развивая и совершенствуя свои знания и способности.
В течение 10 лет, работая у Порпоры, он сочинил свои первые серьёзные работы. Сонаты для клавесина, написанные 1749 году, привлекли внимание публики.
Творческий подъём
Францу Гайдну едва исполнилось 20 лет, когда после постановки музыкальной пьесы «Хромой бес» он получил известность. Творчество композитора 50-х годов XVIII столетия включает в себя квартеты и серенады, дивертисменты и первую симфонию. В 1759 году Гайдн становится капельмейстером в оркестре графа Карма фон Морцина и продолжает творить.
В 1761 году композитора приглашают на должность вице-капельмейстера к князю Эстерхази. Он сочиняет музыку, ставит оперы, руководит оркестром. Это время создания ораторий и квартетов, месс и симфоний. Согласно договору, заключённому с князем, он не имел права покидать владения и писать музыку для других лиц. На службе Франц Йозеф оставался почти 30 лет. Не соприкасаясь с музыкальным миром, Гайдн создавал произведения, которые исполнялись в крупнейших мировых столицах.
Международная известность
Гайдн был связан договором с Эстерхази. Все его произведения были собственностью этой семьи, несмотря на известность, полученную в Европе. Одиночество тяготило композитора.
В 1779 году были пересмотрены условия договора. Гайдн получает свободу, после чего начинает писать на заказ, заключает договоры с австрийскими и зарубежными издателями. Наступает новый этап в жизни композитора, принёсший ему всемирную известность. Его знают в Англии, Франции и России:
- французы рукоплещут шести симфониям, которые композитор назвал «Парижскими»;
- англичане знакомятся с двенадцатью симфониями, названными «Лондонскими»;
- великие русские композиторы и писатели с восторгом отзываются о музыкальных произведениях Гайдна.
Посещение Лондона и впечатления от ораторий Г. Ф. Генделя сподвигли композитора к созданию светских ораторий «Сотворение мира» и «Времена года».
В 1781 году в Вене Гайдн познакомился с Моцартом. Они стали верными друзьями. Моцарт уважал друга и всегда прислушивался к его советам.
В 1790 году наследник князя П. Эстергази распустил капеллу, но за композитором сохранилась пожизненная пенсия. В 1792 г. в Бонне Гайдну представляют юного талантливого Людвига ван Бетховена, который становится учеником маэстро. В 1785 году композитор вступает в общество масонов, куда входит и Моцарт.
Семейная жизнь и любовь
Супружеская жизнь известного композитора не сложилась. Он полюбил младшую дочь придворного парикмахера, которая предпочла жизнь в монастыре созданию семейного очага. Тогда в возрасте 28 лет он женился на её сестре — 32-летней Марии Анне Келлер. Детей у супругов не было. Для него это стало причиной сильных переживаний.
Жену раздражала работа великого супруга. Нотные записи она использовала на кухне. С её стороны он не чувствовал поддержки. Гайдн на протяжении 20 лет оставался верным мужем. Развод в те времена был запрещён. Супруги вынуждены были прожить вместе 40 лет.
В 48 лет маэстро встречает 19-летнюю оперную певицу Луиджию Ползелли. Между ними возникает страстная любовь. Обещание жениться на девушке он не сдерживает. Краткий роман закончился. Девушка была надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены он не стал жениться на ней.
Творческое наследие маэстро
В каких бы направлениях композитор ни пробовал себя, везде его сопровождал триумф. Сколько же произведений написано Гайдном? Его творческое наследие включает около 1 000 работ. Основными произведениями стали:
- сонаты и симфонии;
- оратории и мессы;
- концерты и камерные ансамбли;
- оперы и песни;
- марши и танцы.
Маэстро сочинил 24 оперы. Среди них наиболее известны:
- «Армида»;
- «Орфей и Эвридика»;
- «Лунный мир».
Композитору удавалось вызывать определённые ассоциации у слушателей при исполнении серьёзных произведений. К ним можно отнести симфонии «Медведь», «Охота», «Часы» и другие сочинения различных жанров. Сонаты, написанные в 1790 году, предназначены для фортепианных концертов. В состав оркестра он включил инструменты:
- струнные и ударные;
- деревянные и духовые.
Википедия делает ссылку на каталог Хобокена, в котором можно увидеть полный список произведений великого композитора, написанных в течение жизни.
Гайдн получил широкое признание мирового сообщества. В 1791 г. ему присвоена степень почётного доктора Оксфордского университета. Он являлся почётным гражданином Вены.
Последние годы жизни композитора прошли в Вене. В 1802 году здоровье Гайдна резко ухудшилось. Он не мог полноценно работать. Сохранившиеся черновики датируются 1806 годом.
Ушёл из жизни великий композитор 31 мая 1809 года в Вене. В это время город был занят наполеоновским войском. Узнав о смерти композитора, французский император выставил у его дома почётный караул.
Маэстро похоронили 1 июня в Вене. По распоряжению князя Эстергази останки позднее захоронили в Эйзенштадте. При вскрытии могилы обнаружили, что пропал череп. Это сделали его друзья-композиторы, поместив голову в музей в Вене. Череп Гайдна находился там с 1895 по 1954 год, после чего части тела воссоединили и захоронили вместе.
В 1889 г. в Вене открылся дом-музей Гайдна. Это дом, в котором маэстро доживал свою жизнь. В нём находятся личные вещи, ноты и инструменты великого композитора.
В историю Гайдн вошёл как основоположник классического стиля написания симфоний и струнных квартетов. Музыковеды считают, что он был их основоположником. Гайдн, Моцарт и Бетховен представляют Венскую классическую школу.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!