Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: анализ произведения
«Горе от ума» — шедевр русской литературы, написанный А. С. Грибоедовым. Критик Бестужев-Марлинский назвал пьесу феноменом, комедией, какой Россия не видела со времен «Недоросля». Пушкин дал свою критическую оценку произведению, сказав, что автор отлично описал любовный конфликт между персонажами. В ЕГЭ по литературе часто встречается анализ произведения «Горе от ума» Грибоедова, поэтому к пьесе нужно отнестись серьезно.
Оглавление:
История создания
Стоит начать краткий разбор комедии с уточнения исторического и культурного контекста написания этого произведения. Писатель высмеивает нравы дворянства начала XIX в. К написанию «Горя от ума» Грибоедова побудил случай, произошедший в Петербурге. Рассказывают, что во время бала высший свет подобострастно отнесся к иностранцу. Грибоедов, будучи прогрессивным человеком, негативно высказал свое мнение о присутствующих, после чего многие стали считать его сумасшедшим. Комедию долгое время запрещали ставить в России, были запрещены афиши представлений.
Конфликты произведения
В произведении «Горе от ума» сосуществуют несколько конфликтов. Первый и основной — идейный между главным героем Чацким и фамусовским обществом. Второй конфликт заключается в любовном треугольнике между Софьей, Молчалиным и Чацким.
Основное столкновение
Конфликт комедии отражен уже в ее названии. От своего ума страдает главное действующее лицо пьесы Александр Андреевич Чацкий. Конфликт начинается, когда Чацкий приезжает после пребывания в Европе и сталкивается с фамусовским обществом, представителями консервативного дворянства. Действие происходит в Москве начала XIX в.
Чацкий быстро сталкивается с непониманием окружающих. В спорах обе стороны считают себя правыми. Фамусов не понимает, что может быть важнее чинов и богатства, а Чацкий выступает за свободу личности, отстаивает важность всестороннего развития человека.
Слова Фамусова говорят, что московскому обществу сложно принять сторону молодого прогрессивного Чацкого, ведь в таком случае им придется менять свой образ жизни. Им проще обвинить Александра Андреевича в сумасшествии.
Любовный треугольник
Второстепенный конфликт пьесы — любовный треугольник между Чацким, Софьей и Молчалиным. Главный герой влюблен в дочь Фамусова, а та хочет быть с тихим секретарем своего отца. Чацкий пытается понять, почему Софья так к нему охладела, и в разговорах понимает, что их взгляды на жизнь не совпадают. Молчалин — антипод Чацкого. «Служить бы рад — прислуживаться тошно», — произносит главный герой комедии. Молчалин же поступает по-другому, он думает только о своем состоянии, поэтому старается угодить Фамусову во всем.
Софья выбирает Молчалина и распускает слух о сумасшествии Чацкого на балу. Этот эпизод приводит к развязке.
Софья разочаровывается в своем решении, так как узнает, что Молчалин изображал любовь с ней, чтобы добиться более высокого положения в обществе. Чацкий уезжает из Москвы.
Система персонажей
В пьесе развитая система персонажей. Все герои обладают и положительными, и отрицательными качествами, что отличает эту комедию от произведений классицизма. Главные персонажи:
- Чацкий имеет такие положительные качества, как образованность, прогрессивность, но в то же время он вспыльчив и бесцеремонен;
- Фамусов берет взятки, ограничен в своих суждениях, но он уважаемый человек в Москве, хороший отец, который переживает за будущее своей дочери;
- Софья искренняя, наивная и решительная, но иногда она поступает жестоко и безрассудно по отношению к Чацкому;
- Молчалин карьерист, может прибегнуть к любым способам для достижения своих целей.
Описание второстепенных персонажей помогает раскрыть образы главных героев комедии. К ним относятся Лиза и Скалозуб. Внесценические персонажи не появляются на сцене, но упоминаются в произведении. Они помогают понять исторический и культурный контекст комедии. В произведении множество говорящих фамилий, они отражают главную черту того или иного персонажа. Это черта классицизма. Например, фамилия Молчалин говорит, что герой не имеет собственного мнения, соглашается с остальными.
Литературное направление
«Горе от ума» называют первой реалистической пьесой в России. Однако произведение сохранило черты и других литературных направлений. Анализ «Горя от ума» Грибоедова немыслим без уточнения новаторства автора в области литературного направления:
- Сохраняется типичное для классицизма единство места и времени. Место действия — Москва, где происходят все события комедии в течение нескольких дней.
- Представителем романтизма здесь является стремительный и прогрессивный Чацкий, которого не понимает общество. Он вынужден уехать из Москвы, так и не найдя своего места.
- В комедии нет единства действия, в ней 2 конфликта, а это означает, что Грибоедов отходит от норм классицизма.
В этом плане Грибоедов превосходно совместил черты нескольких направлений.
При анализе произведения можно сделать вывод, что текст комедии действительно является уникальным. Темы, поднятые Грибоедовым, актуальны по сей день.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!