Примеры нарушений построения предложения с причастным оборотом
Причастным оборотом в русской речи считается совокупность слов, включающая само причастие и зависимые слова. Сочетание слов в предложении является определением, может находиться как перед определяемым словом, так и после него. В заданиях по русскому языку при сдаче основного госэкзамена и ЕГЭ встречаются вопросы, касающиеся нарушений построения предложений с обособленным определением.
Оглавление:
Начало работы
Перед работой над предложением с обособленным оборотом необходимо найти:
- причастие;
- дополняющие его слова;
- определяемое существительное или местоимение.
По правилам, действующим в русском языке, обособленное определение следует выделять запятыми, если оно располагается после определяемого термина. В случаях расположения фразы с причастием перед определяемым словом, запятые не ставятся.
Пример:
- Школьник, занимающийся спортом, спешил на тренировку.
- Весело плывущий по волнам кораблик свернул к берегу.
Нормы употребления причастных оборотов, которые определяют правильность построения предложения:
- Речевой оборот, состоящий из причастия и связанных с ним слов, согласовывается с определяемым термином.
- Обособленное определение не удаляется от определяемого существительного или местоимения.
- Причастие и дополнительные слова не разделяются на части определяемым термином.
Распространенные ошибки
При построении предложений допускаются ошибки при использовании причастий с зависимыми словами. Примеры нарушений:
Пример 1
Таблетки парацетамола — лекарственная форма, применяемый для лечения простудных заболеваний.
В этом случае обособленное определение расположено после термина «форма» и должно иметь согласование именно с ним. Здесь определение согласовано с термином «таблетки». Грамматическую ошибку необходимо исправить: «применяемый» заменить на «применяемая».
Пример 2
Привязанная собака к забору спокойно дремала на солнышке.
В приведенном случае допущена ошибка в построении фразы с наличием обособленного определения — причастие и зависимые от него слова неправильно разделяются определяемым термином, он находится в середине оборота. Следует разместить его до или после причастной фразы.
Пример 3
Великий поэт А. С. Пушкин погиб на дуэли, написавший множество стихотворных произведений.
Фраза «написавший множество стихотворных произведений» является обособленным определением. Она согласована с «А. С. Пушкин» по падежному вопросу и роду, однако удалена от определяемого слова. Кажется, что она относится к «дуэли».
Необходимо расположить причастие с зависимыми словами непосредственно перед «А. С. Пушкин» или сразу же после него.
Пример 4
Цветок, который вчера сорвали и уже засохший, сиротливо стоял в вазе.
Это неправильный вариант: в одном предложении нельзя использовать обособленное определение и придаточное предложение с соединительным союзом. Такое выражение необходимо исправить, используя только причастия или глаголы.
Правила построения предложений с причастным оборотом и личным местоимением такие же. Отличие состоит в том, что причастные обороты обосабливаются запятыми во всех случаях, находящиеся как перед определяемым термином, так и после него.
Пример:
- Она, следившая за своей фигурой, регулярно соблюдала диету.
- Любившая сладкое, она постоянно покупала конфеты.
Предложение может содержать несколько причастий с дополнительными словами. Они могут относиться к одному существительному и являться однородными или неоднородными, относящимися к разным определяемым словам.
Пример:
- Пыль, поднятая ветром, закружившаяся столбом, полетела вдоль дороги.
- Граница, разделяющая участки, проходила вдоль дороги, ведущей в лес.
Задания на причастный оборот
Предложения с этой конструкцией можно встретить в различных текстах. Для тренировки следует выполнить несколько заданий с примерами нарушений причастного оборота. Нужно правильно расставить знаки препинания и исправить ошибки согласования.
- В вагон зашел гражданин покидающий страну.
- Испачкавшийся едой котенок продолжал пить молоко заботливо налитое хозяйкой.
- Ученику дано упражнение по русскому языку закрепляющему новую тему.
- Рассказанная бабушкой сказка про щенка потерявшаяся в городе.
- Сложный вопрос по математике поставил в тупик не подготовившийся к уроку ученика.
- Обиженный на весь мир он грустил в одиночестве.
Правильно:
- _ _ _ _, покидающий _.
- _ _ _ _ _ _, _ налитое _.
- _ _ _ _ _ _, закрепляющее _ _.
- _ _ _ _ _. потерявшегося _ _.
- _ _ _ _ _ _ _ не подготовившегося _ _ _.
- Обиженный _ _ _, _ _ _ _.
Чтобы не совершать ошибок, нужно знать правила русского языка и особенности употребления причастия.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!