Понятие, структура и функции механизма государства
Механизм государства — это многоуровневая система с открытым строением национальных органов и учреждений, которые на практике выполняют задачи и функции управления страной. По своему определению эта структура считается неотъемлемым звеном организации общества. Термин нельзя путать с понятием «политическая система», в которую входят не только государственные учреждения, но и общественные объединения.
Оглавление:
Понятие, признаки и основные виды
Анализ многоуровневой системы и понятие механизма государства позволяют определить место и роль любого элемента в структуре властвования. Помимо этого, каждое звено в сложной цепи государственного управления считается достаточно самостоятельной частью. Между ними осуществляется взаимосвязь, которая способствует более полноценной и эффективной работе всего механизма.
Первично в этом сложном аппарате выступает государственный орган, который считается базовым звеном, участвующим в выполнении конкретных функций. Он наделен определенными властными полномочиями и обладает индивидуальными признаками, которые отличают его от государственных учреждений и предприятий. К характерным чертам органа относятся:
- Способность выполнять государственную власть, принимая важные для общества решения и проводя их реализацию. Полномочия выражаются в компетенции органа, сущность которой заключается в закреплении законом конкретного круга вопросов и направлений его деятельности.
- Это вполне самостоятельное и законодательно оформленное звено механизма, характеризующееся конкретной структурой. Состоит оно из госслужащих.
- Орган формируется от имени государства и функционирует по его поручению.
- Он образуется строго в установленном законом порядке.
- Для проведения своей деятельности учреждение имеет материальные и организационные средства, под которыми подразумеваются вспомогательные организации и предприятия.
Если кратко, то цели, задачи, строение органа и его функционирование регулируются нормами права. Законодательно закреплено понятие государственных служащих, которым присваиваются чины, ранги и специальные звания. Существуют три вида органов:
- Законодательные — парламент, органы самоуправления на местах.
- Исполнительно-распорядительные — правительство, министерства, ведомства и т. д.
- Судебные — правоохранительные.
Хотя каждый орган считается самостоятельной структурой, в процессе работы они тесно сотрудничают между собой. Их образование проводится путем выборов или назначения вышестоящими инстанциями.
Принципы и правила деятельности
Существует несколько правил, на основе которых действуют органы государства. Основными из них считаются принципы законности и конституционности. Это означает, что вся работа проводится в соответствии с конституцией страны и конкретными законодательными документами. Соблюдение этих правил ограничивает возможности госслужащих использовать свое положение для личного обогащения.
Строгое следование законодательным и конституционным принципам охраняет граждан от административного беззакония, нарушения их прав и свобод. Эффективное функционирование чиновников напрямую зависит от их соблюдения принципов профессионализма и этики. На должности назначаются лица, обладающие дипломом по соответствующей специальности и прошедшие экзаменационное тестирование.
Но работа чиновников обладает множеством соблазнов и искушений, поэтому зачастую встречаются случаи проявления бюрократизма с их стороны. Помимо этого, от их решения напрямую зависит дальнейшая судьба рядового гражданина. К примеру, сюда можно отнести назначение пенсий и субсидий, выплату пособий и т. д.
Госслужащий, воспользовавшись своим положением, может ускорить или замедлить решение любого вопроса. В этом случае появляется реальная возможность за счет граждан удовлетворить свои финансовые интересы, под которыми понимается получение взятки. Сейчас во всех странах стараются повысить планку доверия к работникам государственных органов, предъявляя повышенные требования к морально-этическому облику чиновников.
Для этого функционирование государственного аппарата осуществляется по принципу разделения властей. Причем принятие этого принципа многими авторами обосновывалось по-разному, но большинство склонялось к тому, что злоупотребление властью вытекает из эгоистического содержания человека.
Разделение властей не стоит принимать как их противоборство, это всего лишь метод распределения управленческих функций. То есть соответствующие органы принимают законы, исполнительная власть их реализует в жизнь, а правоохранители контролируют правильность принятия и исполнения правовых актов.
Механизм в разных странах
Хоть в мире существует довольно много государственных механизмов, в их строении обязательно присутствует разделение органов управления и принуждения. Структура госаппаратов зависит от многих факторов. К ним относятся:
- Организация государственного управления. Например, в странах социализма отсутствует разделение властей.
- Политико-административное устройство — унитаризм, федеративная организация государства, наличие автономных образований.
- Разделение на органы и лица, проводящие властные полномочия, — дума, парламент, судьи и т. д.
- Обслуживающие учреждения — аппарат Правительства РФ, судебные канцелярии, министерские советники и т. д.
В разных странах к органам законодательной власти относятся общегосударственные структуры (например, дума, рада, парламент, шура), собрания субъектов федераций и автономий. Причем нижние органы не подчиняются высшим, а деятельность осуществляется за счет законов, принятых для нижестоящих аппаратов.
Исполнительная власть в некоторых странах по законодательству принадлежит монарху, но часто по факту он таким правом не обладает (Великобритания, Япония). Государственное управление в этих странах осуществляется правительством во главе с премьер-министром, который иногда предоставляет отчет императору.
Но в Иордании император действительно управляет государством, а в Саудовской Аравии и Омане ему принадлежит полная власть. В республиках, где главенствует президент (Бразилия, США, Египет и т. д. ), он одновременно является ее исполнителем. Глава государства передает некоторые полномочия министрам, которые спускают их госслужащим.
В странах, где во главе госаппарата стоит правительство (Индия, Германия), президент выполняет свои обязанности только по его совету. На законодательных документах обязательно должны стоять две подписи — президента и председателя правительства. Исполнительной власти сильно помогают:
- армия;
- жандармерия;
- полиция;
- национальная гвардия и т. д.
К судебным властям в одних странах относятся судьи, секретари, канцелярия, а в других — следователи, которые не входят в судебные органы, прокуроры, приставы.
Особенным подразделением в управлении государством считаются органы конституционного контроля, а в мусульманских странах — религиозно-конституционного надзора.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!