Понятие, причины и значение Каролингского возрождения
Каролингское возрождение — непродолжительный, но один из наиболее ярких периодов в западноевропейской истории. Под этим термином подразумевается значительный интеллектуальный подъем, который произошел в Средневековье и положил начало научному, культурному и государственному развитию многих стран. Эпоха связана с деятельностью франкского короля Карла Великого и его последователей.
Оглавление:
Общее понятие и предпосылки
Начало выдающегося периода культурного возрождения совпало с периодом правления династии Каролингов, которая была у власти с начала VIII до конца IX столетия. Почти полтора века франки и близлежащие государства переживали стремительный подъем. Начало этим событиям было положено по инициативе короля Франка Великого, а его деятельность продолжили Людовик I Благочестивый и Карл Лысый.
Предыдущая эпоха в истории Средневековья характеризовалась застоем во всех сферах жизни и деятельности людей. К этому не мог оставаться равнодушным пришедший к власти правитель, которого отличала особая любовь к грамотности и наукам. Стремление возродить культурную жизнь историки в своих конспектах называют главной причиной, послужившей развитию Каролингского возрождения.
При своем дворе король собрал самых выдающихся и талантливых особ того времени. Кроме того, он поставил перед собой цель за время правления дать образование представителям разных общественных классов на максимально высоком уровне для того времени. Становилось обязательным просвещение в научно-философской и художественной сферах.
Доказательством отсталости и безграмотности общества той эпохи может служить тот факт, что Карл Великий в целом государстве так и не смог найти качественно написанную Библию, а также полный свод положений Бенедиктинского ордена. За этой литературой были отправлены посыльные в Рим. Империя с ее наследием и уровнем образованности стала примером для короля франков, он пытался ровняться на нее во всем.
Многие современные историки предпочитают не использовать термин ренессанс, так как, по их мнению, возрождение происходило преимущественно в духовной сфере, а не в общественных движениях, как в итальянской эпохе. Преимущественными направлениями, определенными Карлом Великим, являлись:
- открытие школ риторики при церквях и монастырях;
- преподавание «свободных искусств» (грамматики, диалектики, арифметики, музыки, геометрии и астрономии);
- обучение латинскому стихосложению.
Стоит отметить, что в Европе в это время развитие общества со становлением культуры происходило уже на основе главной интегрирующей силы — христианства. Основная часть реформ и нововведений была сделана под руководством короля Карла Великого, а его сын и внук достойно продолжили внедрение изменений. Культурное развитие приостановилось после того, как распалась империя.
Архитектура и искусство
Охарактеризовать Каролингское возрождение кратко очень сложно, ведь это целая эпоха преобразований, которая затронула практически все сферы жизни средневекового человека. Подъем проявлялся во всем. Началось активное строительство светских и религиозных зданий. Всего за период с 768 по 855 год по всей территории империи появилось:
- 27 соборов;
- 100 королевских резиденций с собственными капеллами;
- 417 монастырских комплексов (и еще 800 было отреставрировано).
Повсеместно возводились крепости и целые города, школы и больницы, а также многочисленные мосты в оттоновском стиле. Яркими примерами той эпохи стали храмы Сен-Рикье и Сен-Дени. Современные специалисты приходят в восторг от архитектурных особенностей и продуманности организации пространства в здании, благодаря чему присутствует эффект единства и непрерывности.
На уроках истории редко рассказывают о том, что в период Каролингского возрождения появился новейший тип сооружений — бург. Это были военные лагеря, укрепленные высокими башнями — донжонами. Именно они стали основой создания классического средневекового замка.
При Карле Великом появились новые архитектурные стили — готический и романский. Совершая походы на территорию Апеннинского полуострова, король был восхищен многочисленными колоннами, фресками и базиликами, которые впоследствии распорядился ввести в обиход и в своем государстве. По распоряжению правителя многие мраморные элементы доставляли из Италии, где сохранялись остатки разрушенных античных храмов.
Огромное значение имело развитие изобразительного искусства. Главным импульсом для него стало знакомство франков с древнеримскими достижениями в этой отрасли. Со временем в живописи стал преобладать готический стиль.
При переписывании литературы вводились не только новые стандарты грамотности и словесности, но и добавлялись иллюстрации и картинки, выполненные преимущественно яркими и золотистыми красками на высочайшем художественном уровне. Для создания таких высококачественных шедевров открывались специальные мастерские, привлекались настоящие умельцы.
Церковь и религия
Пребывая с визитом на территории Северной Италии, Карл Великий познакомился с выдающимся ученым Алкуином, который впоследствии стал его идейным вдохновителем. Король поручил ему разработать специальный курс для обучения священнослужителей и монахов научным дисциплинам и грамоте. Англосакс занимался этим, проживая в городе Йорк, где была расположена крупнейшая на то время библиотека.
В VIII веке христианство было ведущей объединяющей силой по всей европейской территории. В Римской империи служба в церквях происходила по собственным стандартам, что послужило последующему сосредоточению в монастырях древней литературы, служившей источником научных знаний.
Главной целью короля было единство подконтрольной ему франкской церкви. До его прихода к власти перепись старинных рукописей велась бездумно, между словами не соблюдался интервал, отсутствовала пунктуация. Расшифровать такие шедевры не представлялось возможным, ведь в VII—VIII столетиях не были приняты стандарты письма и академического языка. Все перечисленные сложности исчезают при Карле Великом. Монахи стали досконально изучать все переписываемые тексты, а императором был утвержден единый образец средневековой латыни. После падения Римской империи она претерпела множество изменений.
Для обучения и подготовки духовенства, а также для детей местной знати открывались монастырские школы. В них преподавались античные дисциплины, и сами клирики постоянно слушали уроки чтения, счета, пения. Считалось, что пастыри, которые занимаются наставлением народа, должны уметь понимать Священное Писание. Одной из наиболее значимых дисциплин считалось богословие.
Библейская тематика присутствовала практически во всех рукописях. Их характерными особенностями стали:
- заглавные буквы, изображенные в виде животных, рыбок, птиц со змеей в клюве;
- отдельные символы, представляющие сочетания из изображений зверушек и листьев;
- библейские вставки выполнялись цветными красками;
- особо популярным был орнамент в виде ленточной пленки.
Карл Великий всеми способами пытался повысить значимость церкви наряду с императорской властью. С тех времен удалось сохранить многочисленные предметы, очень искусно сделанные и служившие для украшения храмов, а также использовавшиеся во время службы (чаши, подсвечники, кресты, орнаментированные и богато украшенные колокола, бронзовые врата и т. д. ).
Музыка и пение
Попытки Карла Великого построить грамотное и образованное государство давали первые положительные результаты. При дворе все места занимало просвещенное духовенство. В кругу светской аристократии появлялось все больше людей, у которых были собственные библиотеки.
Однако еще одним показателем интеллектуального развития являлось знание музыки. Она пребывала в упадке до прихода к власти Карла. В сообщениях и докладах историков встречаются описания приемов и средств, которые тогда использовались в обрядовом пении разных народов и государств. В эпоху Каролингского возрождения все это не только активно изучалось и осваивалось, но и перерабатывалось.
Король очень любил и поощрял церковное песнопение, его придворные с удовольствием поддерживали развитие этого направления. Музыке обучали даже в специализированных школах. Особое значение в культуре имел григорианский стиль исполнения. Постепенно вводился единый стандарт записи, появлялись талантливые композиторы.
В эпоху Каролингов была кодифицирована церковно-певческая традиция, которая впоследствии получила статус канона. Первые дошедшие до нас нотные рукописи так называемого греческого хорала:
- «Плач на смерть Карла Великого» (сочинен предположительно Ходгером Верденским);
- «Учебник музыки» (автор Хукбальда Сент-Ахенский).
Более ранние амвросианские и староримские напевы передавались из уст в уста, поэтому рукописей ученые не обнаружили. В церковном пении также возникли новые одноголосые жанры — тропы и секвенции.
Подъем юриспруденции
По распоряжению Карла Великого в 802 году были записаны и соответствующим образом оформлены действующие законы. Под его личным руководством издано 65 капитулятов (юридических трудов), которые стали ценнейшим наследием и основой развития права в Средневековье и последующих столетиях.
В Википедии и других источниках перечислены множественные реформы, которые относятся к периоду Каролингского возрождения. Преобразования в финансовой и административной сферах подразумевали укрепление власти императора и ее централизацию.
Образ грамотного правителя сохранился в народных сказаниях. Спустя 70 лет со дня его смерти монахом Галленским были собраны легенды, в которых Карл показан мудрейшим правителем. В презентациях и рефератах, которые готовят ученики на уроках истории, его изображают человеком, презирающим безграмотность и прославляющим образованность. В некоторых мифах даже говорится, что определение «король» произошло от имени знаменитого правителя, которого называли Железным.
Уровень культурного развития после Карла Великого не только не уменьшился, но и стремительно повышался с приходом к власти его последователей. Народ не поник, а с вдохновением принял нововведения.
Эпоха Каролингов оставила после себя замечательные шедевры архитектуры и живописи, книжные миниатюры и образцы уникального стиля изобразительного искусства. Изучение величайшего культурного наследия и того значения, какое оно имело для развития франкского и других европейских государств, включено в обязательную школьную программу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!