Краткая биография Жана-Батиста Мольера
Весь мир знает гениального актёра и руководителя собственного театра, комедиографа и основателя классической комедии Жана-Батиста Мольера, краткая биография которого интересует читателей разного возраста.
Оглавление:
Его жизнь была полна стремительных взлётов и падений. Пройдя самые сложные ее этапы, он смог добиться мирового признания.
Детские годы
Родился Жан-Батист Поклен в 1622 году. Но в историю театра и литературы он вошёл под псевдонимом Moliere (употребления Мальер и Молер являются неверными). Его предки были обойщиками, но отец известного драматурга смог купить себе должность обойщика и камердинера у самого короля. Эти исторические факты подтверждаются и в Википедии. Такая должность обязательно хорошо оплачивалась, поэтому в семье Мольера проблем с деньгами не было.
Отец будущего драматурга надеялся, что его первый ребёнок унаследует его придворную должность, поэтому добился, чтобы это место было закреплено за ним официально. К тому же заниматься таким придворным делом было несложно, а главное, оно не требовало никакого образования.
Мать Мольера, биография которого имеет много печальных страниц, умерла ещё в молодости. Известно, что Мари Крессе была больна туберкулёзом. На момент её смерти будущему известному писателю едва исполнилось десять лет.
Образование Мольера
Обучение маленькому Мольеру давалось с большим трудом. Так, он едва к своим 14-ти годам научился писать и немного читать. Но дедушка будущего драматурга настоял на том, чтобы всё-таки внука отдали учиться в Клермонский иезуитский колледж, который в то время считался в Париже самым лучшим учебным заведением.
Вскоре мальчик изучал следующие предметы:
- Древние языки.
- Латинскую словесность.
- Философию.
- Естественные науки.
Полученных в колледже знаний хватило на то, чтобы потом читать в оригинале таких комедиантов, как Теренций и Плавт. Позднее он смог сделать и стихотворный перевод одной из поэм Лукреция. По окончании колледжа Мольер получил диплом преподавателя, который давал ему право читать лекции.
Был случай, когда будущему драматургу пришлось выступать в роли судебного адвоката. Но это и определило дальнейшую его судьбу, так как он не пошёл по стопам отца, да и юристом тоже не стал.
Карьера в театре
Мольер имел свою долю в материнском наследстве, которой и решил воспользоваться после окончания колледжа. Его всегда манил театр, и будущему писателю очень хотелось играть трагические роли.
В 21 год Мольер уже не только имел сценический псевдоним, но и возглавлял небольшой театр «Блистательный».
Но только актёров в нём насчитывалось десять человек, а репертуар был беден. Поэтому никакой конкуренции он не мог выдержать. Судьба у этой театральной труппы была только одна — гастролировать по провинциям.
Но даже 13 лет театральных скитаний не изменили желание Жана-Батиста и дальше служить театру.
Стоит заметить, что Мольер сам писал пьесы для театра, чтобы разнообразить его репертуар.
Так, к ранним можно отнести следующие его произведения:
- «Летающий лекарь».
- «Три доктора».
- «Ревность Барбулье».
Выступая в провинциях, Жан-Батист смог стать сценаристом и полностью пересмотреть свои взгляды на актёрскую профессию. Видя, что публике больше нравятся фарсы и комедии, он стал писать в этом направлении. Благодаря его пьесам театральная труппа очень быстро добилась славы. И, как известно, уже в 1658 году их пригласил в Париж брат короля.
Театр Мольера выступал перед Людовиком XIV в Лувре. Особой популярностью среди аристократии Парижа пользовалась комедия «Влюблённый доктор».
После такого успешного выступления король дал разрешение играть на подмостках придворного театра в течение трёх лет. А затем они выступали в театре Пале-Рояль.
Писательская деятельность
Считается, что литературная биография Мольера началась после того, как в Париже была успешно поставлена комедия «Смешные жеманницы».
Сразу же стали выходить и другие его произведения:
- «Школа мужей».
- «Школа жён».
- «Тартюф, или Обманщик».
- «Дон Жуан».
- «Мизантроп».
Но церковь была против творчества Мольера, и тех священников, кто желал познакомиться с содержанием его комедией и пьес, грозило отлучение от веры. Многие священнослужители считали, что произведения Жан-Батиста грешны, поэтому нужно сжечь автора и его творения на костре. Людовик XIV старался не вмешиваться в этот конфликт, но всё же поддерживал драматурга негласно.
Тем не менее комедия о жеманницах не появлялась на театральных сценах в течение пяти лет, пока общественность немного не смягчилась.
Другое произведение Мольера публика также не приняла. Они увидели в пьесе «Мизантроп» отражение бед самого автора. Тогда в жизни у драматурга было не всё в порядке, так как у него умер сын, а в семье начались постоянные конфликты.
Изучая периодизацию литературного творчества Мольера, можно заметить тот факт, что его комедия «Тартюф» была долго запрещена. В это время он пишет «Дон Жуана», постановка которого дает возможность театральной труппе продолжить выступления. Но и с этой пьесой случилась интересная история. После пятнадцатого представления, несмотря на успех у публики, её тоже запретили ставить на сцене театра.
Есть предположение, что на этот раз вмешался Орден иезуитов. После выхода «Тартюфа» они внимательно следили за творчеством Мольера и за всеми выступлениями его театра. Чтобы спасти театр, его переименовали и стали платить жалованье труппе из королевской казны.
Современники в литературном портрете Жана-Батиста Мольера выделяли его творческую дерзость. Это новаторство заключалось в том, что его художественная раскованность опережала современные этические и моральные нормы. Всего великий драматург написал 29 комедий, некоторые из которых были написаны по случаю королевских праздников:
- «Господин де Пурсоньяк».
- «Принцесса Элиды».
- «Блистательные любовники».
Многие его комедийные произведения относились к семейно-бытовому жанру и кратко рассказывали о семейных происшествиях. Это такие комедии, как «Брак поневоле», «Скупой», «Учёные женщины» и другие. Но всё-таки самыми значительными были признаны следующие мольерские комедии-балеты:
- «Мнимый больной».
- «Мещанин во дворянстве».
В восьмом классе по школьной программе отводится несколько уроков литературы для изучения произведения Мольера «Мещанин во дворянстве». Но подробного его изучения в школе нет, и обычно пьесу сравнивают с комедией Фонвизина «Недоросль».
Личная жизнь
Известно, что драматург был женат один раз. Его избранницей стала Арманда, которая была намного моложе его. По сообщениям современников, эта девушка была дочерью его бывшей любовницы. По слухам же, Арманда была дочерью и самого драматурга. Общество видело в этом браке высшую степень безнравственности.
Современники, описывая Жана-Батиста, часто останавливались на таких его чертах характера, как ревность и раздражительность. Жена же драматурга была очаровательна и юна, поэтому её кокетство служило поводом для конфликтов в семье. Людовик XIV, который в то время был влюблён в Луизу Франсуазу де Лавальер, решил взять под защиту семью и творчество вольнолюбивого драматурга.
Король Франции согласился стать крёстным первого ребёнка великого писателя и очаровательной актрисы. Такой поступок Людовика уже защищал семью драматурга и делал её неприкосновенной. Но также известно, что этот ребёнок через год умер.
Смерть драматурга
Семнадцатого февраля 1673 года Жан-Батист вышел на театральную сцену, чтобы сыграть в четвёртый раз в своей комедийной пьесе. Эта роль в «Мнимом больном» стала последней. Всё окружение писателя знало, что главные роли в своих спектаклях он никому не доверял, предпочитая исполнять их самому. Но в тот день прямо во время спектакля ему стало плохо, Мольер стал кашлять кровью. Его тут же доставили к семье, а через несколько часов он умер.
Архиепископ Парижа, считая драматурга великим грешником, запрещал хоронить Мольера, ведь он должен был перед смертью покаяться. Но и тут вмешался Людовик, который всю жизнь покровительствовал писателю.
Поэтому сначала его ночью похоронили за оградой кладбища святого Иосифа, где обычно были захоронения самоубийц. Но позднее его останки уже с пышностью были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.
Но самое главное, что после смерти великого драматурга и актёра осталось его творческое наследие, которое теперь собрано в книгах. Его произведения в настоящее время переведены на все языки мира.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!