Подробный анализ стихотворения Державина «Признание»
Русские поэты XVIII-начала XIX веков были вынуждены творить, подчиняясь строгим канонам, принятым в те времена. И лишь самые одаренные из них смогли выйти за стандартные рамки. Анализ стихотворения Державина «Признание» говорит о том, что Гавриил Романович — это один из таких новаторов. Он сумел отказаться от теории «трех штилей» Ломоносова и сделать творчество более свободным и индивидуальным.
Оглавление:
Краткая история создания
При анализе стихотворения «Признание» Державина следует отметить, что автор постарался создать в тексте атмосферу дружеской беседы с читателем. Литературоведы традиционно относят произведение к позднему творчеству поэта, когда он уже был широко известен и востребован. Именно поэтому Гавриил Романович мог позволить себе отойти от традиционных канонов и выразить в литературе собственные идеи. К моменту написания текста «Признания» его автору было 65 лет, именно поэтому он решил облечь в стихотворной форме свои взгляды на искусство. Не зря второе название поэтического текста — «Последние стихи Державина».
Текст был написан в 1807 году и представляет собой подведение творческих итогов. Поэт описывает свою жизненную позицию и взгляды на политику и искусство. При этом автор не прощается с читателем, он не готов уйти на покой. Он ведет доверительную беседу, задача которой — поделиться мыслями, которые волновали поэта.
Именно это стихотворение многими исследователями относится к поэтическому наследию великого классициста, который отошел от многих канонов, чтобы излить на страницах своих произведений собственную душу.
Тематика и проблематика
Основная тема, заявленная в строках поэтического текста — подведение итогов пройденного жизненного пути. Лирический герой, который по духу очень близок самому Державину, смотрит на себя со стороны и оценивает собственные достижения.
В этом образе воедино переплелись несколько «ролей»:
- писатель;
- верный патриот своей страны;
- обычный человек.
Автор рассуждает о жизненных ценностях и нравственных ориентирах, к которым стремился всю свою жизнь и до глубокой старости уверен в их истинности.
В завершающей части произведения возникают мотивы осуждения собственных недостатков. Лирический герой вслед за Державиным не безупречен, но у него есть одно оправдание — он лишь человек, поэтому имеет право на ошибку. У читателя возникает уважение к человеку, который столь открыто и откровенно рассуждает о собственных пороках. Хотя в своем литературном памятнике он мог бы попробовать возвеличить свой образ, выделив только положительные моменты.
Описание собственных недостатков не напоминает самобичевание, поэт в спокойной манере говорит о своих минусах. С удивительной проницательностью отмечает, что тот, кто считает себя идеальным, сильно заблуждаются.
Главная тема поэтического текста, что недостатки есть у каждого человека, но не стоит заострять внимание на них. Если человек имеет морально-нравственные принципы и старается жить в соответствии с ними, ему не стоит стыдиться. Анализируя прожитые годы, Державин делает вывод, что он многое повидал, прошел через взлеты и падения, но всегда оставался самим собой.
Именно поэтому в целом собой он доволен. Он всегда жил по совести, а потому — может гордиться минувшими годами.
Композиционные и жанровые особенности
При анализе «Признания» Державина следует обозначить жанр текста. Это образец философской лирики, построенный в форме дружеского диалога автора через уста лирического героя с читателем. Здесь нет морали и напутствия, лирический герой лишь делится своими воспоминаниями и размышлениями.
При разборе стиха следует выделить особенности композиционного построения:
- Размер стиха — двустопный хорей с перекрестной рифмовкой.
- Автор часто использует личное местоимение «я», что придает тексту особенное личностное звучание. Он не ставит перед собой дидактической цели, Державин стремится лишь рассказать потомкам о себе, оставить след, именно поэтому «Признание» считается образцом самой проникновенной лирики классициста.
- Использование глагольных форм в прошедшем времени помогает добиться ретроспективы. Взгляд создателя обращен в прошлое, он подводит итоги прожитому, делает выводы.
Анализ стихотворения «Последние стихи Державина» в 7 классе следует продолжить описанием того, что поэт отходит от канонов классицизма, расширяя границы литературного направления. В центре находится образ лирического героя, которого автор позиционирует с самим собой.
Таким образом, в обход традиции на первом плане оказалось не какое-то героическое событие, а размышление автора, подведение итогов его собственной жизни.
Специфика содержания
Поэтический текст представляет собой единую строфу с 32 строками.
При этом в его структуре можно выделить 3 компонента:
- Рассуждения лирического героя, что всю свою жизнь он старался быть честным и отказывался от лицемерия, именно эти черты ценил он в других.
- Рассуждения о собственном поэтическом таланте. Державин делится тем, что его поэтический дар — это подарок всевышнего, за который он был ему благодарен. В этой части поэт также упоминает, что свою задачу как творца видел в передаче потомкам сведений о прошлом. О себе он пишет как о патриоте, для которого нет ничего более ценного, чем Родина. Тема честности продолжает развиваться.
- Завершающая часть поэтического текста — признание лирического героя в собственных недостатках и пороках. Это самый личностный фрагмент, собственно, само «признание». Державин находит в себе смелость признаться в любви к прекрасным женщинам и светским забавам, пишет о своих неудачах столь же легко, как некоторые важные вельможи хвастаются жизненными успехами.
На уроках в школе или при выполнении письменных работ дома важно проанализировать и вывод, который делает поэт — никто в мире не является идеальным. Последняя строка — это видоизмененный стих из Библии: Брось, мудрец! На гроб мой камень, если ты не человек. Подразумевается строка «Пусть первый бросит в меня камень тот, кто сам без греха».
Основной смысл произведения в том, что совершенных людей не бывает, свои недостатки есть у каждого и их не стоит стыдиться.
Самое главное — не переступать через собственную совесть, не позволять порокам полностью править жизнью, проявлять силу духа. Только в этом случае человек сможет стать объектом подражания для потомков.
Средства выразительности
Иносказательный компонент и разговорная лексика в текстах Державина не представлены.
Его поэтические произведения сложны для восприятия, именно поэтому школьники традиционно не любят читать оды и стихи. Однако важно помнить, что творил этот поэт в эпоху классицизма, а его тексты гораздо ближе к современным, нежели произведения других авторов тех лет.
Державин сознательно отказывается от свойственной классицизму манере возвеличивания, используя реалистичность, именно поэтому в стихотворении нет напускного пафоса. Поэт пытается быть честным со своим читателем, поэтому использует разноплановую лексику. Вот примеры средств выразительности:
- Сочетание «высоких» и просторечных слов: «сан» соседствует с «надуваться» и «брякнуть».
- Большое количество местоимений придает тексту описательность, душевность.
- Метафоры: сам был света обольщён.
- Сравнения: равны богам — цари.
- Эпитеты: громкий, важный, беспристрастный.
- Олицетворения: блистал восторгом, со струн моих огонь летел.
Таковы основные изобразительно-выразительные средства, к которым обратился поэт.
Само стихотворение представляет собой подведение жизненных итогов, глубокий самоанализ, попытку разобраться в своих пороках и достижениях. Именно поэтому его по праву считают творческим наследием автора.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!