Анализ стиха Гавриила Державина «Властителям и судиям»
В 1870 году Гавриил Романович Державин написал экспрессивное и эмоциональное стихотворное произведение. Впоследствии оно было опубликовано в издании «Санкт-Петербургский вестник». Текст представляет собой вольный перевод одного из псалмов. Автор дополнил его собственным отношением к представителям власти. В рамках школьной программы анализ стиха «Властителям и судиям» учащиеся выполняют в 7 классе.
Оглавление:
История создания
Гавриил Державин был не только поэтом, но и государственным служащим. Занимая довольно высокие посты, он видел несовершенство системы управления. Это не могло оставить равнодушным пылкого молодого человека. Стихотворение «Властителям и судиям», анализ которого предлагается вниманию учащихся, возникло как выражение мыслей, что империи нужна радикальные перемены. Произведение долго не хотели публиковать, но в конце концов поэт добился своего.
Ода точно отражает реалии того времени, когда она была создана. После написания стиха отношение монарших особ и придворных к Державину резко переменилось. Молодой человек считал себя монархистом и в целом положительно воспринимал существующий политический строй. Однако стихотворение вызвало бурную реакцию представителей императорского двора. Его стали воспринимать как революционера, а поэтические строки сочли призывом к совершению переворота.
Державин просто выразил горечь, которую вызывало у него несовершенство системы управления, не ставя цели изменить отношение к монархии у простого народа. Несмотря на это, он задал тенденцию, которая затем была подхвачена другими литераторами. Вслед за Гавриилом Романовичем поэты и писатели начали создавать произведения, в которых выражались мысли о необходимости кардинальных изменений.
Тема и композиция
Центральная тема — произвол чиновников, которые, пользуясь властью, действуют во вред стране и народу. В характере этих людей преобладают подлость, алчность, мелочность и равнодушие. Государственные мужи не имеют совести и не реагируют на просьбы о помощи. Они надменны и взирают свысока на людские страдания. Высшее наслаждение для тех, кто находится на государственной службе, — обладание властью и возможность распоряжаться чужими судьбами на благо себе.
В поэтических строках Державин обращается и к императрице, призывая её осуществить честный суд над зазнавшимися придворными и воздать им по заслугам. В заключение поэт указывает на то, что самое справедливое управление — исходящее от Бога.
Композиционно стихотворение приближено к структуре одного из псалмов Давида. Державин выполнил вольный перевод текста, дополнив его авторским видением. Основная идея присутствует уже в первых строчках, а в следующих она развивается. Сначала автор говорит, что в справедливом обществе люди, у которых есть власть, защищают интересы тех, кем они управляют. Потом Державин отмечает, что в современном обществе этого нет. Слуги народа выступают на страже своих, но не людских чаяний.
Указывая на настоящее положение дел, он использует смелые формулировки, за которые при других обстоятельствах поэта могли наказать. Но представители двора относились к Державину благосклонно, и это уберегло его от санкций.
В заключительной части поэт высказывает надежду на то, что всех нарушителей человеческих законов ждёт справедливый суд, который вершится Богом.
Державин уверен, что злодеяния, совершённые государственными служащими на земле, не останутся незамеченными творцом. По его мнению, Бог — высшая и самая справедливая инстанция, строгий и всевидящий судья.
Жанр и средства выразительности
Гавриил Державин назвал своё произведение одой, с ним согласны большинство исследователей. В стихотворении используется перекрёстная рифмовка, размер — ямб. Поскольку за основу взят текст из Библии, оду можно назвать духовной, но при этом она и гневная, потому что автор приправил строки псалма своим возмущением. Таким образом, в лирическом произведении смешиваются два поджанра.
Художественное своеобразие достигается благодаря мастерскому владению языком. Средства выразительности, использованные Державиным:
- сравнения;
- эпитеты;
- славянизмы.
Все они в равной степени привлекают внимание читателя и держат его в напряжении до последней строчки.
Примеры средств художественной выразительности:
- «зыблет»;
- «очеса»;
- «мздою»;
- «злодействы»;
- «во сонме».
Работа по произведению на уроке
В рамках школьной программы стихотворение изучается на уроке литературы. Ученикам предстоит определить, к какому стилю и жанру относится произведение, письменно или устно сформулировать тезисы для сочинения и составить краткое содержание оды. Учитель может дать такие задания:
- кратко охарактеризовать положение правящего класса и угнетённых слоёв в царской России;
- указать преобладающие черты в облике чиновников;
- определить, какова идея оды;
- назвать признаки, согласно которым переложение библейского псалма является образцом классицизма;
- составить план изложения.
Чтобы выполнить анализ «Властителям и судиям» Державина, школьникам стоит прочесть произведение в оригинале и ознакомиться с трудами литературоведов, посвящёнными оде.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!