Анализ стихотворения «Жираф» Николая Гумилева
Николай Гумилев известен не только как поэт и основатель нового модернистского направления в литературе, но и как заядлый путешественник. Он посетил многие страны Европы, Азии и Африки. В своих произведениях автор часто использовал образы экзотических животных. Стихотворение «Жираф» Гумилева, анализ которого делают ученики старших классов, не исключение.
Оглавление:
Создание стихотворения
Культура и традиции далёких стран всегда привлекали внимание юного Николая Гумилева. С детства он мечтал повторить экспедиции русских офицеров-добровольцев, исследовавших экзотические африканские страны. В 1907 году поэту представилась такая возможность, и он отправился в путешествие. В Африке автор активно изучал религиозные обычаи, природные пейзажи и, конечно же, животных. Образ стройного грациозного жирафа навсегда остался в памяти поэта, а чуть позже нашёл отражение в творчестве.
В Африку Гумилев ехал не только ради исследований. Экспедиция помогала поэту отвлечься от проблем, пережитых на Родине. Николай Степанович много лет был влюблён в Анну Ахматову, которая не отвечала ему взаимностью. Кроме этого, его стихи не принимали литературные критики и общество русских поэтов. Из-за проблем Гумилев дважды пытался свести счёты с жизнью. Неудивительно, что наряду с экзотическими образами африканских животных в его творчестве присутствует выраженный мотив грусти и печали.
Существует и другая версия создания стихотворения «Жираф». Современники автора утверждали, что произведение было написано до его первой поездки в Африку. Образом животного Гумилев вдохновился после посещения зоопарка в Париже.
Лирический стих вошёл в сборник «Романтические цветы», опубликованный в 1908 году. Весь цикл произведений был посвящён Анне Ахматовой.
Литературный анализ
«Жираф» Гумилева получил противоречивые оценки литературных критиков. Одни осуждали поэта за легкомысленные темы и неточный синтаксис, другие, напротив, восхищались оригинальным стилем.
Содержание произведения
Стихотворение представлено в виде разговора, в котором участвуют автор и его избранница. Рассказчик обращается к женщине, пребывающей в печали. Гумилев описывает её грустный взгляд, тонкие руки, неуверенную позу. Чтобы развеселить собеседницу, он начинает рассказывать историю про изысканного жирафа, проживающего на озере Чад.
Гумилев не просто рассказывает про животное, а переносит слушателей в экзотический мир Африки. Со слов автора «далеко, далеко» начинается увлекательная история. Поэт вспоминает об Африке, придерживаясь плана повествования:
- описывает внешний вид животного;
- восхищается грациозными движениями жирафа;
- предлагает на выбор другие таинственные истории про «чёрную деву, про страсть молодого вождя».
Далее рассказчик замечает, что его история не смогла развеселить женщину, а больше погрузила её в печаль. Избранница начинает плакать. Автор, раздосадованный тем, что его рассказ о тропических садах, пальмах и «немыслимых травах» не может помочь, начинает свою историю об африканском жирафе заново.
Читать стихотворение «Жираф» легко и приятно, но печальное настроение в произведении преобладает над радостными воспоминаниями о путешествии в солнечную страну. Прототипом главной героини стихотворения была Анна Ахматова. Поэтесса никогда не понимала увлечений Гумилева Африкой и экзотической культурой. В год создания этого произведения отношения Анны и Николая только начинали развиваться. Но, вероятно, Гумилев предчувствовал, что разные интересы и взгляды на жизнь послужат причиной разрыва двух выдающихся личностей.
Жанр и композиция
Н. С. Гумилев стал основателем нового литературного жанра, названного акмеизмом. Главная черта этого направления — точность слова и описания. Акмеизм прямо противопоставлен символизму, главными представителями которого были:
- А. Блок;
- К. Бальмонт;
- В. Брюсов;
- З. Гиппиус.
Неудивительно, что творчество автора не сразу было принято поэтическим обществом России. Стихотворение Гумилева «Жираф» также относится к акмеизму, так как автор прямо, кратко и последовательно описывает диалог рассказчика и женщины.
Композиция стиха состоит из двух частей: обращение к даме и воспоминание об Африке. Первая часть обрамляет вторую, формируя два разных пространства: реальное и выдуманное.
Художественные приёмы
Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием. Автор использует перекрёстную рифмовку слов. Для описания внешнего вида жирафа Николай Гумилев использует:
- метафоры («луна, дробясь и качаясь на влаге широких озёр»);
- эпитеты («изысканный бродит жираф», «грациозный», «волшебный»);
- сравнения («подобен цветным парусам», «бег его плавен, как радостный птичий полёт»).
Психологические акценты расставлены при помощи риторических вопросов и восклицательных предложений. Повествование строится на контрасте между серой мрачной действительностью и солнечными воспоминаниями об Африке. «Тяжёлый туман», который слишком долго вдыхала женщина, олицетворяет суровую действительность в России.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!