Краткое содержание повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»
Анализ и краткое содержание «Безумной Евдокии» Анатолия Алексина позволит познакомиться с творчеством этого удивительного писателя, который в своих произведениях затрагивает очень важные вопросы, касающиеся человеческих отношений. Повесть была написана в 1975 г. под влиянием неприятного случая, который произошел в семье друзей автора.
Оглавление:
История написания
У писателя была подруга Нина Васильевна Боровская, работавшая начальником отдела кадров СП РСФСР. Ее дочь росла проблемным ребенком. Писатель часто помогал вытаскивать девочку из различных неприятных историй.
В один из дней дочка Боровской не вернулась вовремя домой из турпохода, и взволнованная мать обратилась к Алексину. Они вместе начали обзванивать морги, милицию, больницы. Девочка пришла через несколько дней и даже не знала, что ее неожиданное отсутствие мама приняла очень близко к сердцу. Под влиянием этого события у Алексина возникла идея написать «Безумную Евдокию». Изначально он планировал дать книге название «Оленька».
Впервые произведение опубликовали в издании «Юность» в 1976 г. Тираж составлял 2 670 000 экземпляров. Повесть была переиздана около 40 раз, общий ее тираж составил приблизительно 10 млн экземпляров. В 1979 г. ее вместе с другими рассказами Алексина наградили Госпремией СССР. Спустя время по сюжету произведения был снят фильм.
В произведении Алексина «Безумная Евдокия» затронуто несколько актуальных проблем общества. Писатель хотел заставить читателя понять и самому оценить такие вопросы:
- Насколько могут быть совместимы эмпатия и творческий талант у детей?
- Что такое благо, которое совершается во имя самоотречения ребенка?
- Могут ли дети по-настоящему оценить подвиг родителей, которые отрекаются от себя и собственных потребностей?
- Родители и дети: манипулирование, взаимоотношения и воспитание.
- Сможет ли одиночество разрушить человеческую личность?
Основные роли в книге отводятся четырем главным персонажам: безымянному рассказчику, его супруге Наде, дочке Оле и преподавательнице истории Евдокии. Второстепенные герои — Боря, который влюблен в Олю, и Люси, лучшая подружка.
Краткий пересказ
В одной семье рождается девочка, которую назвали Ольга. У ее мамы было больное сердце, рожать ей не советовали доктора. Именно по этой причине единственная дочка стала объектом обожания родителей.
Повествование ведется от имени отца Оли. Он говорит, что дочка является смыслом всей его жизни. В один из дней рассказчик вспоминает встречу с будущей супругой. Это одно из самых ярких воспоминаний. Он грустит, что жена не может родить ребенка из-за болезни сердца. Говорит о свадьбе. Радуется, что все же родилась их радость — дочка Олечка.
Оля взрослеет, становится подростком. У нее талант художника, ее картины выставляются, поэтому девочка уверена, что она лучше остальных, включая классного руководителя в школе. Девочка дала учительнице прозвище «безумная».
Преподавательница организует турпоход. Оле это не понравилось, но она подчинилась. По планам учительницы дети должны вернуться лишь на следующий день. Но спокойствие семьи нарушает визит преподавательницы, которая говорит, что Оли в походе не было.
Поступок классной учительницы объясняется с той точки зрения, что для нее главное, чтобы дети в классе всегда были вместе. При этом она осуждает Олю за то, что она хочет быть выше других. Поступить по-другому преподавательница не могла.
Описывается и подружка Оли — Люся, которая была ее тенью. Семья Люсеньки несчастлива. Отец от них ушел, мать сильно заболела. Люся доверяла Ольге все свои тайны, но та не смогла оправдать доверия. Люся хотела пройти на выставку, но Оля не провела ее в зал. Девочка, как побитая собачка, находилась под дверью.
Естественно, дети являются цветами жизни, но баловать их нужно в меру. Учительница цитирует слова одного из писателей: «Лицом к лицу — лица не увидеть». Родители Оли понимают неправильно это высказывание. Они не признают, что дочка может совершить такой шаг.
Оля не идет в турпоход. Евдокия обвиняет себя за ошибки и обещает оказать моральную поддержку. Родители от этого известия в шоке. В действительности Оля никуда не исчезла, но это выясняется позже, а пока раздается звонок телефона. Из отделения милиции звонят, что надо ехать на опознание тела мертвой девушки. Сердце матери не может выдержать, она теряет разум. Оля вернулась домой в самый ответственный момент, однако ее родителям уже без разницы, особенно матери.
Характеристика персонажей
«Родители Оленьки» — так описывает в конце одной из глав произведения рассказчик свои с супругой потерянные годы. Начало повести состоит из воспоминаний главного героя, он размышляет о том, что даже упущенные мелочи имеют ужасные последствия. Постоянные внутренние разговоры с собой навевают ему мысль, что, следуя за одной целью и идя лишь в одну сторону, можно позабыть о других людях.
Сначала писатель рассказывает, что любящие люди в одинаковой степени наделены экспансивным интеллектом и с легкостью находят общие задачи в жизни. Часто описывается способность Надежды к самоиронии, поскольку «это могут лишь мудрые и хорошие люди». Так считает ее супруг, восхищаясь своей спутницей. Надя наделена важными качествами характера — рассудительностью, внутренней чистотой и полным самопожертвованием.
Женщине отводится роль добросердечного покровителя супруга. Тот высоко оценивает способности Надежды остро чувствовать любую сложившуюся ситуацию и окружающих людей. Она заставляет задуматься, что в то время, когда в одном месте гуляют и веселятся люди, в другом может раздаваться чей-то плач. Эту тему писатель подкрепил передачей по радио, в которой рассказывается трагический случай.
Идея произведения
Образ Надежды показывает, что рождение малыша является бесценным даром. Мать постоянно думает и заботится о ребенке, забыв со временем, что сама была когда-то наделена великолепным голосом и могла стать актрисой. Писатель спрашивает читателя:
- Насколько жертвы родителей будут в дальнейшем полезными для детей?
- Может ли ребенок по-настоящему ценить ежедневный подвиг родителей, которые отрекаются от себя и собственных желаний?
В то время так думать и писать запрещалось, но можно предположить, что чрезмерное увлечение ребенка жизнью может отрицательно сказаться на семье в целом.
Рассказчик пытается показать, что родители чрезмерной заботой воспитали юную эгоистичную дочку, которая с легкостью и пренебрежением может переступить через родственников и друзей. Молодая леди имеет дар не только художника, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы на любые вопросы. В школе она выделяется из серой массы, однако признания так и не нашла. Отец видит в дочке родную душу — талант, который не замечают обычные люди. Из-за этого он еще больше жалеет бедную девочку.
Ольга во всем обвиняет Евдокию, преподавательницу, пытающуюся всех уравнять и выбрать себе любимцев среди «бестолковых» учеников. Разговоры дома о необычном поведении учительницы не стихают. Оля ее описывает словами «наша безумная Евдокия». Именно так единогласно заклеймили эту преподавательницу.
Писатель хочет показать, что ребенок с детства начал неосознанно манипулировать людьми. Взрослые рассматривают несуразного преподавателя предвзято, с подачи Оли учитель в их глазах выглядит так:
- Евдокия имеет волевой и взбалмошный характер. Она держит в руках весь класс, порицая учеников, которые не хотят брать участия в коллективной работе.
- Необъективный холерик, «хватающий из толпы» себе любимчиков среди бездарных школьников.
- Одинокая несуразная женщина, пытающаяся подавить в учениках творческий потенциал.
Анализ повести
Гротескный персонаж Евдокии придуман лично Олей. Складывается впечатление, будто она специально старается следовать этому описанию, одеваясь в несуразную женскую и мужскую одежду одновременно. Но ее безумие все-таки относительно, она напоминает родителей Оли, поскольку тоже растворилась в чужих детях. У нее нет своих, поэтому она всей душой пытается учеников научить дружбе и быть полезными обществу, доказывая все это яркими примерами.
Лишь после потери рассудка супруги главный персонаж понимает, что за 16 лет они смогли воспитать талантливого манипулятора, который не умеет сочувствовать. Растворяясь в жизни ребенка, родители утрачивают способность рассуждать критически, поддаваясь умелым манипуляциям и интригам детей. Читатель должен подумать, как самостоятельно можно дать оценку постороннему человеку.
Писатель пытается доказать, что с «внутренней тишиной» карикатурная Евдокия и другие похожие на нее люди хотят справиться, создавая шум вокруг, они не могут сами с собой остаться наедине. Энергичное поведение заряжает энтузиазмом, но иногда мешает одиноким людям, которые пытаются дистанцироваться от общества. Эти «личности в себе», как считает автор, представляют скрытую угрозу для остальных людей, именно с ними он хочет бороться.
Интеллектуалы, такие как Оля, наделены эгоизмом и не хотят слиться с серой массой.
Проблема заключается в том, что у этих людей нет эмпатии, а помощь, которая ими оказывается, — только способ доминирования. В этом случае больше проявляется превосходство, а не сочувствие.
Читая «Безумную Евдокию», автор заставляет всех представить ужасную ситуацию и задуматься, сможет ли любящий супруг простить дочке сумасшествие Надежды. Можно ли принять собственные ошибки, когда уже начинаешь пожинать их необратимые результаты? Всем родителям нужно понять, в чем состоит воспитание ребенка: в слепом потакании детям либо в создании духовной базы, где основой станут социальная адаптация и любовь к другому человеку.
Только мудрые люди смогут построить гармоничные взаимоотношения друг с другом и с обществом. В человеке должно быть уважение, в противном случае им начнут управлять более сильные, причем это сможет сделать даже ребенок. Необходимо иметь способность своевременно увидеть намерения людей через их суету, распознавать слова, действия и последствия совершенных поступков.
Для более тщательного изучения при подготовке к уроку литературы можно прочитать эту повесть онлайн на Брифли.ру. Краткое содержание поможет при заполнении читательского дневника.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!