Символы и знаки, входящие в состав алфавита языка Паскаль
В 1970 году учёным из Швейцарии Никлаусом Виртом был предложен ставший после одним из самых популярных стандартов программирования язык Паскаль. Его алфавит состоял из латинских букв, цифр, разделителей и знаков арифметических действий. Сегодня написание программ на Паскале практически утратило актуальность, но его продолжают использовать в учебных заведениях для стартового обучения студентов стилю программирования.
Оглавление:
Общие понятия
В конце шестидесятых годов Никлаус Вирт, после участия в работе комитета по стандартизации языков, предложил свои наработки, которые и были использованы при создании высокоуровневой функции 3GL. Автор позиционировал своё изобретение как простой и эффективный язык со структурированием данных. В дальнейшем его подход был использован при создании Ада, Модула-2, Delphi. На данный момент Паскаль считается устаревшим и практически не используется в промышленном производстве.
Из особенностей языка, названного в честь Блеза Паскаля, можно выделить:
- строгую типизацию;
- содержание средств процедурного программирования;
- интуитивно понятный синтаксис;
- минимум неоднозначности символов;
- открытые массивы.
Вместе с тем специалистами в языке отмечались и недостатки. Это ограничение функций ввода-вывода, невозможность подключения библиотек, написанных по другому алгоритму, отсутствие раздельного компилирования. Но всё это не помешало стать проекту Вирта специализированным инструментом для обучения студентов алгоритмам написания программ.
Последней усовершенствованной разработкой стал PascalABC. NET. Из простейших новейших возможностей можно отметить удобное описание переменных, множественное присваивание, расширенные операторы, появление циклов for и loop (используются, когда при цикле неважно повторение), высокая скорость. Эта система внедряется командой русских и немецких программистов и уже используется для обучения в ряде институтов России.
Так как Паскаль оперирует значениями структурного программирования, это значит, что команды выполняются последовательно, без перехода по тексту. В расширенной версии Turbo Pascal уже используется полноправный процедурный делегат. Это класс, который даёт возможность сохранять ссылку с установленным порядком и типами возвращаемых значений. Их довольно часто используют в объективно-ориентированном программировании. Например, NET Framework.
Синтаксис и инструкции
Pascal стал продолжением алгоритмического языка, основанном на Algol-60. Процедурный механизм сочетает в себе классическую блочную структуру и средства параметризации. По сути, это чистый процедурный алгоритм, включающий зарезервированные слова, например, if, repeat, else. Кроме того, Паскаль содержит возможности для структурирования данных и абстракций.
Начало программы традиционно пишется с ключевого слова. После указывается название, ставится точка с запятой (не для всех диалектов). Затем в скобках часто прописывают список дескрипторов. За параметрами следует тело программы. Это основная часть, в состав которой входят:
- секция описания (константы);
- указанные типы переменных (Var);
- объявленные процедуры (Procedure);
- функции (Function);
- блок операторов, служащий точкой входа.
В Паскале начало и конец группы обозначают словами begin и end. Разделение между операторами выполняют с помощью точки с запятой. Для обозначения конца программы ставится точка.
Следует отметить, что регистр написания не имеет значения. Самая простая программа, не выполняющая никаких действий, будет состоять из трёх строчек и иметь вид:
- program n;
- begin;
- end.
При программировании часто используется конструкция, называемая сложным оператором. В качестве его применяют блок. Использование директив, помещаемых в комментариях, позволяет переключать режимы работы. Описание процедур и функций может быть записано как непосредственно в теле команд, так и в программе. То есть функции могут быть вложены на любую глубину, и при этом содержимое секций, указанное перед описанием, доступно и внутри.
Если команды функции находятся в программе, то за названием процедуры вместо тела может ставиться ключевое слово forward. В общем виде структура модуля, предназначенного для подключения, включает в себя операторы: unit, interface, implementation, begin, end. Вместо предпоследней команды может ставиться initialization и finalization. Файл модуля всегда должен начинаться со слова unit. Он включает интерфейсный и реализационный модули. В interface объявляют объекты, которые находятся вне модуля.
Переменные, указанные в секции реализации, по сути, существуют только в одном экземпляре каждой такой непостоянной на программу. Доступ к ним есть только из процедур и функций, описанных в блоке модуля. Когда же в интерфейсном теле используют сокращённые объявления типов, то их полностью описывают в группе реализации.
Элементы языка
Каждый язык программирования состоит из набора символов, используемых для описания команд. Программа включает в себя данные, которые могут быть постоянными или переменными. Константы не изменяют значения и могут быть числовыми, символьными или логическими. Работают в Паскале с десятичной системой счисления. Вместо знака после запятой ставят точку. Степенные же записи вносят, используя экспоненциальную форму.
Существует три стандарта языка: американский ANSI, исходный Unextended Pascal, международный ISO. Но в любом из них алфавит языка, как и в информатике, состоит из пяти основных групп:
- латинских букв от a до z;
- цифр;
- разделителей — точка с запятой, двоеточие, кавычки, пробел, апостроф;
- арифметических знаков — сложение, вычитание, умножение и деление;
- специальных операций сравнения — больше, меньше, равно и их комбинаций.
Имена переменных должны начинаться только с буквы. Дальше разрешено использовать и цифры. Длина слова не должна превышать шестьдесят три символа. При этом название не может совпадать с используемыми зарезервированными словами.
Зарезервированные символы являются составной частью. Например, оператор VAR используют при описании переменных, с помощью ABS возвращают модуль аргумента. Идентификаторы могут начинаться не только с буквы, но и с подчёркивающего символа. Между ними должен стоять разделитель. При совпадении имени со стандартным словом его действие выполняться не будет. Из примеров пользовательских идентификаторов можно привести: x, s, s23, asd_sd45.
В алфавите языка используются и метки. С их помощью выполняют идентификацию операторов, например, при переходе к команде GOTO. Правила установки меток позволяют на первом месте ставить любой символ. Например, В1ок 12, 67, М1, exit, 15GX.
Комментарии могут быть написаны на любом языке и содержать произвольные символы. Отделяют их фигурными скобками. Существует и альтернативный способ, при котором применяют простую скобку со звёздочкой. Следует отметить, что тут нужно обращать внимание на парность знаков, так как текст программы может быть воспринят в виде комментария, что приведёт к игнорированию транслятора.
Служебные слова
Законченное приложение может содержать от нескольких десятков до тысячи строчек. В каждой из них пишется определённая команда, состоящая как из набора символов, так и из служебных слов (зарезервированных). Последние являются частью языка, обозначая конкретный смысл. Вот основные слова:
Служебное выражение | Соответствие |
and | и |
array | массив |
begin | начало |
do | выполнить |
else | иначе |
for | для |
if | если |
or | или |
procedure | функция |
program | программа |
repeat | повторять |
then | то |
to | до (увеличивая до) |
until | до (до тех пор, пока) |
var | непостоянная |
while | пока |
end | конец |
При написании программы нужно строго придерживаться правил синтаксиса. Это важно, так как использование знаков алфавита, не поддерживающихся языком, приведёт к ошибке. Так, из зарезервированных слов нельзя образовать что-либо другое, кроме того, что они обозначают. Поэтому их невозможно использовать для указания переменных, присваивать их названиям и так далее. Стоит отметить, что, хоть язык и не содержит в своём словаре русские буквы, в теле программы они могут использоваться, но лишь когда заключены в фигурные скобки.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!