Деление с остатком в столбик для 5 класса с примерами
Деление с остатком в столбик является распространенной операцией, которая применяется не только в физике и математике, но и в программировании. Это следует знать, поскольку не всегда под рукой оказываются средства для выполнения вычислений (онлайн-калькулятор и компьютер). Математики рекомендуют изучить сначала теорию, а затем перейти к практике.
Оглавление:
Деление с остатком в столбик является распространенной операцией, которая применяется не только в физике и математике, но и в программировании. Это следует знать, поскольку не всегда под рукой оказываются средства для выполнения вычислений (онлайн-калькулятор и компьютер). Математики рекомендуют изучить сначала теорию, а затем перейти к практике.
Общие сведения
Практически любую арифметическую операцию возможно выполнить в столбик. Для каждой существуют определенные правила или методики. Деление осуществляется нацело и с остатком. Последнее применяется в различных языках программирования при конструировании условий.
Допустим, требуется разработать пагинацию (дробление страниц на части). Она применяется, когда на веб-странице предстоит разместить только часть информации для комфортного чтения, а другие данные перемещаются на следующую. Для примера следует разместить 101 товар по 10 на каждой странице.
Всего получается 10 страниц по 10 записей и одна, на которой расположен один товар. Последний является остатком, то есть 101/10=10 (+1).
В записи можно «плюс» не учитывать, но в высших учебных заведениях для удобства расчетов часто пишется знак положительный или отрицательный. Например, 99/10=10 (-1).
Остаток — результат операции деления, представленный в виде определенного значения и препятствующий целочисленному значению. В описанном примере 101/10=10 (+1) величина 1 препятствует делению 101 на 10, а вот 100/10=10. Чтобы делить с остатком, нужно знать таблицу умножения, признаки делимости и алгоритм для осуществления этой операции.
Признаки делимости
Для выполнения деления с остатком в столбик нужно знать о признаках делимости. Это правила, помогающие производить операцию без ошибок. К ним относятся (порядковый номер соответствует делителю):
- Можно делить любое действительное число. Результат операции — первоначальное значение.
- Четный разряд единиц.
- Сумму разрядов можно поделить на тройку.
- Две цифры, являющиеся последними, можно разделить на четверку.
- Последний разряд заканчивается на 0 или 5.
- Одновременное деление по второму и третьему пунктам.
- Произведение всех разрядов, кроме первого, без удвоенной последней цифры делится на семерку, то есть для числа 123 формула записывается в таком виде: (1*2−2*3)/7=-8/7 (не делится).
- Для последней группы, состоящей из трех разрядов, выполняются условия пунктов 2 и 4.
- Деление суммы всех разрядов на 9.
После ознакомления с признаками деления двух чисел можно переходить к алгоритму. Знаний достаточно для его реализации и решения сложных примеров.
Алгоритм деления столбиком
Методика включает в себя деление с остатком и проверку результата посредством операции умножения. Для ее выполнения требуется указать делимое, а затем справа записать делитель, отделяя его от первого. Рекомендуется также отделять делитель от результата.
Допустим, число 793 нужно разделить на 3. Это рекомендуется делать по такому алгоритму:
- Проверка делимости нацело: 7+9+3=19 (не делится).
- Записать значения 793 и 3, разделив их чертой.
- Отделить первое неполное делимое, подобрать близлежащее на числовой прямой целое: 7=2*3+1.
- Величину 2 внести поле результата, а затем умножить его на делитель: 2*3=6.
- Сравнить первый элемент и значение, полученное в четвертом пункте: 7>6 (условие выполняется).
- Записать остаток 1 под 7.
- Перенести второй элемент трехзначного числа: 19.
- Выполнить подбор ближайшего целого для значения, полученного в седьмом пункте: 19=3*6+1.
- Проверить истинность неравенства: 19>18 (истинно).
- Осуществить запись второй цифры результата: 26.
- Перемножить делитель на подобранное значение, записав его под 19: 3*6=18.
- Выполнить операцию разности 19 и величины, полученной в десятом пункте: 19−18=1.
- Осуществить перенос третьего разряда: 13.
- Решить неравенство с учетом целочисленного результата: 13<3t. t<5.
- Ближайшее целое — 4, поскольку 3*5=15>13 (ложное неравенство).
- Записать величину 4 в поле результата: 264.
- Произведение делителя на 4: 4*3=12<13 (подходит).
- Записать 12 под 13, а затем получить остаток, вычитая в этом случае из второго первое значение: 13−12=1.
- Окончательный результат: 264 (+1).
- Проверка может делаться при помощи калькулятора или ручным способом в столбик. При этом остаток учитывать не нужно, а следует брать 264 и умножать его на 3: 264*3=792.
В последнем пункте алгоритма получилось значение 792, а с учетом остатка вышла искомая величина, то есть 792+1=793. Умножение в столбик осуществляется по такой методике:
- Умножается разряд единиц на 3: 4*3=12.
- Двойка остается, а 1 записывается над 6.
- Перемножаются 6 и 3, затем прибавляется к полученному произведению величина во 2 пункте: 6*3+1=19 (9 остается, а 1 идет в сотни).
- Умножение множителя 3 на разряд сотен с учетом 1 (3 пункт): 3*2+1=7.
- Искомый результат: 792.
Обучение умножению в столбик осуществляется в начальных классах перед изучением операции деления. Проверку рекомендуется выполнять на начальных этапах изучения, затем ее можно не делать.
Таким образом, для выполнения деления с остатком в столбик необходимо знать признаки делимости чисел и описанный алгоритм с проверкой.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!