Кратко об особенностях памятников архитектуры Древнего Египта
Египетские сооружения привлекают не только множество туристов, но и учёных. Описать кратко архитектуру Древнего Египта не получится, потому что страна может похвастаться внушительным историко-культурным наследием. Пирамиды, храмы, сфинксы и другие творения таят в себе много загадок прошлых эпох человечества. Архитектурные памятники уникальны и не имеют исторических аналогов. Подробнее эту тему следует рассмотреть в докладе-сообщении или реферате.
Оглавление:
Общая характеристика строений
Основные памятники архитектуры Египта в древности имели религиозный характер. Поскольку египтяне верили в жизнь после смерти, большинство творений было построено для погребения умерших правителей. Кроме того, немало памятников и храмов посвящено древнеегипетским богам.
В начале развития древнего государства египтяне использовали для строительства древесину, которая тогда считалась дорогим материалом. Жилища для обычных людей обычно строили из тростника или кирпичей, изготовленных из нильского ила и соломы. Для домов знатных персон использовали дерево. Позже они начали применять для создания сооружений камень. Популярным материалом был асуанский гранит. Для строительства пирамид люди использовали турский известняк.
Специалисты выделяют пять разделов архитектуры Древнего Египта, которые соответствуют эпохам истории страны:
- Архаическая эпоха (Раннее царство);
- Древнее царство;
- Среднее царство;
- Новое царство;
- Позднее царство.
Среди главных особенностей древних египетских сооружений следует отметить просторные галереи с большим количеством высоких колонн. Такие конструкции были характерны для храмовых комплексов. В храмах они считались элементами интерьера. Одной из интересных разновидностей были колонны в виде фараонов. Другие характерные детали древнеегипетской архитектуры — пилоны, обелиски, а также статуи сфинксов и божеств.
Отличительные признаки архитектуры страны фараонов:
- монументальность;
- геометричность;
- строгая симметрия;
- ритмичность.
Также египтяне украшали здания настенной росписью. Для работы художники использовали краски, изготовленные из минеральных веществ и компонентов животного происхождения. На стенах храмов мастера изображали богов и жизнь фараонов.
Архаический Египет
Памятников Раннего царства практически не сохранилось к сегодняшнему дню, так как для них использовался кирпич-сырец, быстро разрушавшийся под влиянием разных природных факторов. По редким сохранившимся постройкам можно понять, что уже тогда египтяне старались придать домам и другим зданиям привлекательный облик. В постройках гармонично сочетались кирпичная облицовка и балочные перекрытия из дерева. В качестве отделочного материала использовался камень.
Среди культовых и мемориальных построек были:
- святилища;
- сердабы;
- мастабы.
Последние были гробницами в виде усечённых пирамид с надземной молельней и подземным погребальным помещением. Большая часть мастаб располагалась в Абидосе и Мемфисе, которые стали центрами заупокойного культа.
Для украшения мемориальных сооружений мастера применяли орнаментальный мотив тростникового плетения, который ещё сохранял связь сооружений с периодом деревянного зодчества.
Также в эпоху Раннего царства в оформлении стали использовать вогнутые карнизы, фризы и дверные проёмы с глубоким уступом.
Древний период
После объединения Верхнего и Нижнего Египта в общее государство фараон задал новый тип сооружений архитектуры — гробницы в виде пирамид. Над масштабными творениями трудились люди несвободного класса (рабы, крестьяне). Первая пирамида отличалась прямоугольным основанием из 6 ступеней. Под сооружением сделали коридоры и шахту с погребальной камерой. Пирамида была частью заупокойного комплекса, в который также включили гробницу-кенотаф, молельню и двор для обрядов.
Последующие фараоны тоже стали воздвигать ступенчатые пирамиды. Некоторые из построек имели контуры ромба. Одним из Семи чудес света стали три гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, которые являются самыми большими пирамидами в мире. Для каждого из этих шедевров был построен храм, от которого тянулся крытый коридор к берегу реки Нил, где и находился вход в сооружение. Пирамиды строили из каменных блоков, однако некоторые также включали кирпич.
Религиозные постройки и комплексы стали роскошнее. К концу Древнего царства египтяне начали создавать солнечные храмы. Здания строили на возвышениях и окружали стеной. В центре двора воздвигали главное украшение ансамбля — каменный обелиск. Этот монумент считался символом Солнца.
Его верхушку делали из меди, а у основания сооружали жертвенник. Солнечный храм тоже соединяли с крытым переходом с воротами в долине.
Среднее царство
Следующая эпоха Древнего Египта отличалась индивидуализмом. Жители страны стали верить в идею равенства после смерти и желали изменить техническую сторону культа мёртвых. Для обеспечения вечной жизни на могилы устанавливали каменные плиты под названием стелы. На них высекали краткие магические тексты, которые помогали мёртвым в загробном мире.
Фараоны продолжали воздвигать пирамиды, подчёркивая свою значимость. Только их гробницы стали меньше размером. Из материалов они выбирали кирпич-сырец, а для облицовки пирамид использовали плиты из известняка, которые соединяли деревянными креплениями.
Также появляются скальные погребальные сооружения. Они включали пирамиду из каменных глыб, основание в виде скалы и святилище. Гробница фараона находилась под колонным залом.
Значительной постройкой периода Среднего царства выступал комплекс фараона Аменемхета III в Хаваре. Отличительной чертой стали запутанные ходы храмового ансамбля, из-за которых его назвали лабиринтом. Колонны этого комплекса украсили различными видами декора:
- растительная капитель;
- имитация связки папируса;
- настенная роспись в виде узоров с цветками лотоса;
- позолота.
Также египтяне стали делать каннелированные колонны и трапециевидную капитель. Учёные полагают, что эти элементы стали прообразом дорического ордера.
Новая эпоха
Этот период стал эпохой пышных дворцов и других построек.
Храмовые ансамбли строили в трёх направлениях:
- Наземный. Комплекс представлял вытянутый прямоугольник, который окружала высокая стена. От её ворот тянулась дорога со статуями сфинксов по обеим сторонам. Перед храмом архитекторы воздвигали скульптуры фараонов и обелиски. Во дворе размещали жертвенный камень, а в самом храме находилась молельня со статуями богов.
- Скальный. Такой ансамбль выполняли в виде перевёрнутой буквы Т. Фасад храмовой постройки вырубали в скале, а помещения делали внутри неё. Комплекс был сделан из двух храмов: Большого и Малого. Гробницу фараона располагали в ущелье, которое находилось недалеко от храмового сооружения.
- Полускальный. Примером такого комплекса служит храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Монумент был построен из трёх кубов, поставленных друг на друга. Фасады оформлены на чередовании террас с колоннадами. Сооружение украшено большим количеством декоративных элементов.
Когда фараоном стал Эхнатон, он провозгласил культ Атона. При нём строительство храмовых комплексов отличалось отсутствием в храмах крыш. Такой приём позволял сделать общение с солнечным божеством прямым. Кроме того, в сооружении отсутствовала статуя бога.
Позднее время
В последнем периоде Древнего Египта страной правили персидские владыки. Они продолжали строительство монументальных сооружений. Гробницы возводили также в виде пирамид. В качестве строительного материала использовался кирпич.
Со временем Фивы утратили политическое значение. Новой столицей государства стал Саис. Памятники архитектуры саисского времени почти не сохранились. Из немногих сохранившихся сооружений остались скальные и наземные комплексы с пилонами и гипостилями. Постепенно персидские правители отказались от монументальных построек. Храмы стали строить меньших размеров, зато египтяне стали уделять больше внимания декоративным деталям. Затем Египет захватили греки. Местная художественная культура смешалась с античными традициями.
Архитектурные постройки Древнего Египта восхищают современных людей своей монументальностью и изысканностью. Поскольку это государство было одним из самых развитых, оно повлияло на дальнейшее развитие мирового искусства архитектуры.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!