Краткое сообщение о причинах и последствиях крещения Руси в 988 году
Одно из важнейших событий, произошедших в истории России и повлекших за собой массу изменений в развитии государства, привело к созданию отдельной религиозной системы. В 988 году состоялось Крещение Руси, кратко о последствиях которого можно узнать из различных исторических источников и художественной литературы. Активно развивающемуся христианству противостояли языческий и мусульманский мир, что не могло не отразиться и на политической обстановке.
Оглавление:
Причины и предпосылки
Христианство было далеко не чуждой религией на территории Руси еще задолго до его официального принятия. Однако события 988 года сделали государство не только наиболее значимым и серьезным внешнеполитическим субъектом, но и на многие столетия вперед определили судьбу русского народа. Принятие веры стало неотъемлемым элементом самоопределения личности, а также наложило отпечаток на особый национальный характер.
Перед всеобщей христианизацией Русь успешно преодолела важнейший этап становления и развития. Образовавшись первоначально как племенной союз с едиными стратегическими и экономическими интересами, впоследствии государство ощутило потребность измениться из-за нехватки общего идеологического стержня. В ту эпоху им выступала религия, и конфессиональная принадлежность выражалась двояко.
На внутреннем уровне она служила культом, объединяющим население, а на внешнем позволяла стране являться субъектом международных отношений.
Многочисленные на то время племенные союзы и верования были не способны справиться с созданием одной религиозной системы, а язычество не объединяло, а разобщало.
Таким образом, главными причинами крещения, как важнейшего в истории Руси события, стали:
- потребность населения в установлении мировой религии, которая могла бы помочь наладить и укрепить важные торгово-экономические отношения с соседними государствами;
- желание приобщиться к объектам наследия мировой культуры;
- неудачные последствия языческой реформы (в 983 году была попытка преобразовать многобожие и определить идолов, которые не имели большого авторитета у населения);
- желание сделать государственные традиции преобладающими над общинными.
Киевский князь Владимир не относился к первым крещеным правителям. По некоторым источникам, после совершенного похода на Константинополь на это решились Аскольд и Дир в 60-х годах IX века. Для проведения этого обряда в Киев даже прибыл епископ по поручению патриарха. Он крестил многих приближенных к княжеской свите.
На официальном уровне первой приняла христианство Ольга. Многие историки утверждают, что случилось это еще в 957 году, когда она явилась в Константинополь, столицу Византии.
Ее решение было связано с религиозными и внешнеполитическими факторами (она пыталась добиться уважения для Руси, сделать ее полноправным субъектом международных отношений).
Выбор религии
Решение князя киевского о принятии вероисповедания было непростым. Из «Повести временных лет» и других источников можно узнать о многочисленных визитах к Владимиру международных послов. Приезжая из различных уголков земли, они рассказывали о религиях, какое значение они могут иметь для Руси, как повлияют на укрепление государственности:
- в 986 году волжские булгары настоятельно рекомендовали принять мусульманство, согласно которому народу запрещалось употреблять вино и мясо (это и стало главной причиной отказа князя киевского);
- спустя некоторое время к Владимиру пожаловали представители Папы Римского, а затем и хазарские иудеи, которые также услышали отрицательный ответ.
Достаточно привлекательной и приемлемой показалась правителю христианская вера, о ней ему рассказал прибывший византиец, не забыв упомянуть и о Библии, о важнейших ее заповедях. После этого князь принял решение отправить посланников на богослужения, чтобы они лично побывали на литургиях, изучили и прочувствовали атмосферу в храмах. Наибольшее впечатление на них произвела Византия со своим величием и шиком.
После того, как князь Владимир крестился (одни источники утверждают, что это произошло в 988-м, а другие — в 987 году), последовать его примеру должны были и другие люди. Для совершения этого обряда из Константинополя прибыло духовенство. По некоторым данным, принятие христианства киевским князем было обязательным условием, подразумевавшим создание союза между Византией и Русью. Его полагалось скрепить браком, поэтому супругой Владимира должна была стать царевна Анна.
Нельзя утверждать, что христианизация случилась в один момент. Это событие растянулось на несколько веков, да и принять его готовы были далеко не все. Например, в 1024 году войска Ярослава были отправлены на Владимиро-Суздальские земли, где произошло восстание волхвов. Свои сопротивления показывал и Ростов, который был насильно крещен только в конце XI века.
Даже после этих событий многочисленные язычники отказывались принимать христианство. В Муроме ситуация оставалась напряженной почти до XII столетия, где продолжалось противостояние двух религий.
Несмотря на отдельных протестующих, принятие религии вело к образованию принципиально нового для Руси сословия — духовенства, численность которого стремительно возрастала.
Положительное и отрицательное значение
Говоря о причинах и последствиях крещения Руси, историки рассматривают событие с разных точек зрения. Это позволяет объективно оценить итоги и результаты христианизации государства. Например, с одной стороны, это объединило все славянские земли, сплотило их благодаря единой духовной основе, однако с другой это привело к постоянным столкновениям с мусульманами и кочевниками:
- Османской империей;
- Золотой ордой;
- Крымским, Казанским, Астраханским ханствами.
Принятие византийского православия привело к отделению Руси от католиков, в результате чего на западнославянских территориях началось многовековое противостояние.
Крещение Руси не могло не дать толчок культурному развитию. При этом православие сливалось со сложившимися древними традициями и обычаями, а не вытесняло их. В первое время население примитивно перенимало образцы из византийской культуры, но со временем на Руси сформировался неповторимый, собственный стиль. Ярким примером тому могут служить иконопись, храмовая архитектура.
С принятием христианства начала активно развиваться письменность, уровень грамотности населения повышался. Подтверждением являются многочисленные древнерусские летописи, которые считаются ценнейшим вкладом не только в русскую, но и в мировую культуру.
Другими важнейшими последствиями крещения можно назвать:
- положительное влияние на экономику (стремительно росли показатели международной торговли, развивались и модернизировались сельскохозяйственные производства);
- интенсивное развитие изобразительного искусства;
- рост и укрепление авторитета Киевской Руси во внешнеполитических отношениях;
- страна стала неотъемлемой частью духовной культуры.
Стоит отметить и то, каково было последствие для язычества. Все культы сразу потеряли существовавшую ранее княжескую поддержку, происходило их повсеместное уничтожение. Капища и идолы, служившие ранее важнейшими элементами языческих сооружений, разрушались, праздники и традиции решительно осуждались, а их участники наказывались.
Церковь запрещала жертвоприношение и кровную вражду, а также многоженство. Однако двоеверие не удавалось искоренить полностью, многие ритуалы жили столетиями.
Перечисленные последствия можно назвать положительными, крещение позволило достичь не только религиозных, но и политических целей, стало объединяющим фактором для Руси.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!