Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»
Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» являются одними из центральных. Описывая все сражения, Толстой населяет свое произведение реальными историческими персонажами: царь Александр, генерал Багратион, Сперанский, маршал Даву, Аракчеев. Основными среди них, естественно, являются два величайших полководца.
Оглавление:
Противоположность личностей
Рассматривая характеристику и изображение таких главных героев романа, как Кутузов и Наполеон, нужно сказать, что авторы черпают идеи из мира своих фантазий и размышлений. Но для них также немаловажна история и достоверная информация. Такой же путь выбрал и Толстой, когда описывал в своем сочинении исторических героев — вместе с плодами воображения.
На страницах произведения описана альтернативная жизнь царя Александра и генерала П. И. Багратиона, гениального полководца Кутузова и французского императора Наполеона. А также иных живших в реальности персонажей.
Встреча двух командующих армий представляется в виде двух линий развития войны. Один из разделов посвящается простой жизни, романтическим отношениям, поискам ответов на вопрос о смысле бытия. Вторая часть описывает проблемы общества и поиски ценностей, войну 1812 г., отличающуюся от остальных боевых действий.
Антитеза в литературе проявляется там, где писатель пытается противопоставить нескольких героев: описывает полярные вещи и нравственные полюса, изображает бинарные противостояния. Не секрет, что бинарность является основой мифологического сознания. Насколько бы люди ни отрицали, что не поддаются влиянию мифологии, но она сильно воздействует на человека. А это, естественно, отражается на бинарных оппозициях.
Произведение Толстого построено так, что читатель больше проявляет симпатию к русскому полководцу, а к французскому императору появляется антипатия. Если некоторые главные образы — Наташи Ростовой, Безухова, Болконского — автор описывает детально, то военачальники представлены героями, впечатление о них создается у читателя по мере чтения романа. На него влияет не авторская характеристика персонажей, а решения и поступки. А также нужно обратить внимание на действия, осколочное изображение внешности, фразы, мысли.
Но нужно сделать поправку. Образы полководцев — не те исторические личности. Это художественное понимание реальности, соответственно, и те персонажи, которые жили в действительности, в этом случае представляются через призму такого понимания: определенные черты скрыты, а другие, наоборот, слишком выставлены. Таким приемом писатель преподносит собственную оценку героев.
Описание полководцев
Оба военачальника руководят боями на войне, которая произошла в 1812 году. Русский полководец защищает свою страну от захватнических действий Наполеона Бонапарта. Уже в этой части у читателей появляется симпатия к Кутузову, а к французскому императору — неприязнь или даже ненависть и омерзение.
Однако решение военачальники должны принять не только в стратегии боевых действий. От них будут зависеть судьбы миллионов людей. Но во главе военных сражений персонажи также стоят по разные стороны. Русский полководец находится наравне с подчиненными, не отличает себя от обычных солдат, не смотрит бой, находясь на возвышенности. Наполеон же явно подчеркивает роль императора. Он сам когда-то был простым солдатом, а поэтому у него остались особые требования к себе и жесткая дисциплина. Но в стремлении к безопасности своей личности и в порыве паранойи он впускает в палатку только избранных соратников и ближайших людей.
Характеристика Кутузова
Скромность, доброта, простота — черты характера русского полководца, которые особо описал Толстой. Но такие же качества имел не только художественный герой, но и реальный исторический персонаж. В высших кругах его не принимали: общество не признавало ни его как личность, ни его способов ведения битвы. Однако с эффективностью его стратегии не согласиться было нельзя.
Военачальник представлен на страницах произведения уставшим человеком: уже старый, тело наполнено болезнями, грузом — как психологическим, так и физическим. Но он побеждает Бонапарта наперекор остальным, поскольку окружение было уверено, что слепой на один глаз, больной пожилой человек не сможет одолеть молодого Наполеона. В Кутузове как бы начинает соревноваться жизнь — сама с собой: форма и материя.
Писатель симпатизирует Кутузову. Видно, что автор любит этого главного героя, он относится к нему с уважением, выражает сочувствие и понимание. Помимо того, Толстой восхищается им. Кутузов по замыслу писателя — выразитель основной темы произведения, а точнее — «мысли народной». Потому именно он, а не Бонапарт, является народным полководцем.
Удивительно, но Кутузова назначили военачальником не по распоряжению российского царя, а вопреки этой воле.
Это тот редкий случай, когда основная задача одного человека (полководца) совпала с целью народа. Все, что предпринимает Кутузов, все действия преследуют только одно — спасение России.
Кутузов впервые описывается в произведении при разгаре кризиса: был потерян Смоленск, Бонапарт начинает двигаться к Москве. Читатель может увидеть военачальника, примеряя «очки» различных людей: Андрея Болконского, самого писателя, а также солдат, которые являются представителями партизанского движения.
Автор останавливается на герое романа как на «дремлющем старике». Кажется, что при Аустерлицкой битве, совещании генералов в Филях и при Бородино Кутузов является пассивным и не принимает особого участия в событиях. Однако это лишь видимость: такова форма мудрости полководца. К примеру, вначале он пытается отговорить царя Александра от сражения под Аустерлицем, но последний не слушает его. Поведение Кутузова — следствие того, что он понимал: ничего изменить уже не получится и необходимо не сожалеть, а решать, что делать дальше.
Образ Наполеона
Бонапарт, кажется, выиграл еще перед наступлением на Россию: он юный, умный, хитрый, наполнен жизненной энергией. Он здоров и способен покорить целый мир. Вопреки этому у читателей складывается абсолютно другое представление о Наполеоне: им не нравится император, но к Кутузову, наоборот, появляются теплые чувства — в противовес мнению высшего общества, которое описывается в произведении.
Французский император являлся кумиром для того времени. Его принимали как гения, как одаренного и великого военачальника, как человека, который поднялся во главе страны из обычного солдата. Ему завидовали, его боготворили и копировали. Каждый хотел быть на его месте. Однако никто не хотел встать на место Кутузова, поскольку это бы являлось тяжелой ношей для простого человека, который жаждет славы, живет собой и собственными интересами. Кто же сможет заметить в этом случае другие черты, присущие Бонапарту? К примеру, хвастовство, высокомерность, фальшивость, позерство, гордость, самообман.
Однако он был, в отличие от русского полководца, далек от собственных солдат. Его армия, как считал писатель, являлась «кучкой грабителей», их интересовали только те предметы, которые казались ценными. При этом в Кутузове читатель находит истинные ценности, которые невозможно украсть: равноправие, уважение к ближнему своему, бескорыстная служба Отчизне, верность.
Сравнительный анализ
Писатель не раз напоминает: Кутузов сдерживал свое войско от кровопролитных битв, всячески пытался не допустить гибели солдат даже ценой поджога Москвы. Для полководца война — всенародная беда, его задача — попытаться помочь народу выжить, избавить от участи терпеть в своей стране французского захватчика.
Кутузов:
- неприхотлив к условиям военного быта, мог жить в любой палатке;
- искренне улыбался краешками губ, украшая этим искалеченное лицо;
- по-человечески относится к солдатам, дает напутствия перед битвой краткие и дельные. К примеру: «Выспаться!»;
- считает своим долгом спасти страну от захвата вражеской армией;
- являясь религиозным человеком, признает свою малую значимость в истории;
- осознает, что исход битвы зависит от множества факторов, в частности, от морального духа обычных солдат;
- лично принимает участие в основных военных действиях 1812 года.
Наполеон является одержимым войной, он себя считает основной исторической фигурой, которая буквально изменит мировую карту. Смотря на Бородинское поле, где находится множество трупов убитых солдат с обеих сторон, Бонапарт восхищен смертельным внешним видом раненого Болконского.
Наполеон:
- тяга к роскоши, палатка поражает пышностью;
- улыбка Наполеона выглядела лживо, глаза совершенно безучастны;
- уверен, что войска побеждают лишь за счет его способности вести битву, произносит пафосные длинные речи перед боем;
- пытается завоевать целый мир, чтобы обогатиться благодаря другим странам;
- считает, что Вселенная кружится вокруг него, он изменит картину Европы;
- уверен, что все зависит только от его воли;
- держится далеко от линии боевых действий.
В образах Кутузова и Наполеона описываются люди, которые преследуют единую цель и занимаются одним делом. Только достигали они поставленные задачи различными способами.
Если для Бонапарта цель оправдывает средства, то Кутузов соблюдает учение Канта: видит в людях цель, а не средство (это особо описывается, когда Кутузов был озадачен проблемой отсутствия обуви у солдат), никогда не ставит цель выше средств.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!