Описание картины А. Я. Головина «Натюрморт. Цветы в вазе»
Натюрморт — один из основных жанров изобразительного искусства, к которому художники обращались уже в начале эпохи Ренессанса. Термин в переводе с латыни означает «мёртвая природа», то есть статичная композиция из «неживых» предметов. В творчестве русских живописцев этот жанр занимал особое место. Описание картины Головина «Натюрморт. Цветы в вазе» позволяет понять всю прелесть жанра.
Оглавление:
Краткая биография Головина
А. Я. Головин (1863−1930) с детства был по-настоящему творческим человеком. Он родился в семье, где ценили искусство, с раннего возраста проявлял незаурядные музыкальные способности и серьёзно занимался пением и игрой на фортепиано.
Тягу к изобразительному искусству юноша обнаружил уже к концу обучения в гимназии. Благодаря тому, что его заметил видный в то время ботаник и агроном В. И. Железнов, он смог поступить в лучшие художественные заведения Москвы.
Большое влияние на творчество Головина оказала его поездка на выставку в Париж в 1889 году. Он проникся новейшими веяниями во французской живописи и некоторое время работал в одной из местных мастерских. Головин был прежде всего замечательным художником-декоратором. Он обеспечивал оформление Александринского и Мариинского театров — престижнейших в России XIX века.
В советское время художник продолжил деятельность декоратора и живописца.
Самые знаменитые работы:
- серия портретов Ф. Шаляпина в образах, исполняемых им на сцене (Бориса Годунова, Мефистофеля, Олоферна);
- «Фарфор и цветы», 1915 г.;
- портрет Н. К. Рериха, 1907 г.;
- «Маркиза», 1908 г.;
- «Натюрморт. Цветы в вазе», 1910 г.
Сочинение по «Натюрморт. Цветы в вазе» входит в программу 6 класса.
Сочинение по картине
Натюрморт занимал в творчестве художника особое место: примерно треть всех его работ написана в этом жанре. Возможно, так произошло потому, что Головин любил цветы и сам выращивал их в своём саду.
«Цветы в вазе» были написаны в 1910 году в масляной технике. На картине изображен стандартный натюрморт — 2 стеклянные ёмкости с цветами, изящное глубокое блюдо, фарфоровая статуэтка и медная чашечка, всё это — на столе, покрытом белой скатертью и частично тёмным ковром.
Передний план картины — белая скатерть и несколько предметов: фарфоровая статуэтка в виде неизвестной птицы с лицом женщины, медная чашечка с тщательно прописанной гравировкой и глубокое расписное блюдце для колец. На заднем плане художник изобразил светлый узорчатый платок и полупрозрачную белую ткань, скорее всего, скрывающую окно. Но главный акцент сделан на цветах.
Букет — первое, что притягивает взгляд. Он состоит из флоксов белого и розового цветов и ярко-красных веток гладиолуса. Рядом с вазой стоит стеклянная банка, в которой 2 нежные розы.
Картина в целом невероятно лёгкая, изящная, воздушная, женственная. Изображение наполняет белый свет, доминируют яркие и светлые краски, которые лишь частично оттенены тёмным пятном покрывала слева и тёмно-зелёными листьями цветов. Композиция картины закрытая, акцент и своеобразный «визуальный крючок» из себя представляет одна из роз, изображённая практически в центре натюрморта.
Написана картина легко, с явным мастерством. Точно переданы материалы: нежный платок, невесомые полупрозрачные занавески, медная чашка, фарфор статуэтки и блюдца, шёлк тёмного покрывала.
Каждый цветок имеет собственный характер: флоксы написаны небольшими фактурными мазками, георгины — крупными и смелыми, а розы — гладкими, аккуратными. Художник грамотно использует светотень, поэтому натюрморт невероятно натурален и гармоничен.
Значение и настроение картины скрыто в её деталях. Неслучайно натюрморт был назван «женственным»: он словно был написан в девичьей комнате.
Вот какие детали говорят в пользу этого утверждения:
- женский платок, формирующий фон изображения;
- ёмкость-блюдце, в которую женщины обычно кладут кольца и другие украшения;
- светлые тона в интерьере комнаты.
Тема работы
Художник через детали намекает, что картина напрямую связана с темой влюблённости, чувств. Фигурка птицы с женским лицом является символом женственности и женского начала, красные и розовые оттенки букета — символом любви и страсти, как и конкретные цветы — розы. Кажется, что где-то за пределами изображения находится юная девушка, сидящая в кресле в белом платье с книгой, и мечтательной полуулыбкой смотрит на подаренные ей любимым мужчиной цветы.
Сам букет не слишком аккуратен, над ним не трудились флористы и прочие профессионалы. Создаётся впечатление, что художник увидел его, войдя в комнату, и тут же зарисовал этот натюрморт в его первозданной свежей красоте. Но именно это и придаёт картине жизни.
Этот цветной натюрморт в 6 классе — один из лучших объектов для написания сочинения. Полотно невероятно красиво, наполнено смыслом и аутентичным настроением.
Головину, несомненно, удалось передать всю свежую прелесть цветов и создать очередной живописный шедевр.
Ещё никто не комментировал эту статью. Оставьте комментарий первым!